«Региональная транспортная компания» гарантирует быструю и надёжную доставку грузов и вахтовых бригад воздушным транспортом
На третье воскресенье августа приходится День воздушного флота России – профессиональный праздник лётчиков, инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников, работников авиационной инфраструктуры.
Отмечает его и коллектив Региональной транспортной компании, которая работает на сибирском рынке авиауслуг с 2005 года.Для Сибири с её огромными расстояниями надёжное транспортное сообщение играет особую роль. Тем более немыслима без авиационных и автомобильных перевозок работа газовиков и нефтяников.
Особенно остро этот вопрос встаёт в период отсутствия зимних автодорог, с марта по ноябрь.Сегодня среди партнёров и заказчиков ООО «РТК» крупные и средние предприятия, работающие на территории Томской, Новосибирской и Омской областей, в том числе компании-недропользователи, буровые и сервисные организации. Климатические и географические особенности северных территорий, где ведётся основная добыча углеводородов, удалённость от автодорожной инфраструктуры, – условия там непростые. Тем не менее, благодаря наличию своего вертолётного парка Региональная транспортная компания обеспечивает доставку вахтовых бригад и грузов с минимальными затратами времени и материальных ресурсов.
Верили в своё дело
Официальной датой создания ООО «РТК» считается 12 октября 2005 года. В тот период региональный рынок испытывал немалый спрос на авиауслуги, в первую очередь в отдалённых районах, на территориях нефте- и газодобычи. Эту нишу и должна была заполнить компания, предлагающая весь комплекс услуг по транспортному обслуживанию заказчиков.
Коллектив поначалу был небольшой. Становление, конечно, проходило непросто, но настойчивость, вера в собственное дело способствовали началу успешной деятельности молодого предприятия.
– Важно понимать, что авиационная деятельность является комплексной. Собственно, воздушные перевозки, – это главная составляющая, но ведь на земле при этом должны быть созданы различные службы, непосредственно обеспечивающие работу авиации, – рассказывает директор ООО «РТК» Николай МАКАРОВ. – Поэтому было предусмотрено создание так называемых участков, которые бы обеспечивали не только комплекс услуг для нашего воздушного парка, но и производственную деятельность заказчиков.
Участки – это не просто взлётно-посадочные вертолётные площадки. Прежде всего там требовалось централизованно организовать топливно-заправочную деятельность, и, конечно, наладить чёткую работу диспетчерской службы. Как отмечает Николай Макаров, именно она обеспечивает качество, своевременность, плановость, а главное – эффективность работы транспортной авиации. Кроме того, на участках были организованы бригады по выполнению погрузо-разгрузочных работ (при этом РТК берёт на себя ответственность за сохранность грузов).
В настоящее время сеть наземной инфраструктуры РТК включает целый ряд объектов. Это вертолётные площадки, места базирования воздушных судов, топливозаправочные комплексы, диспетчерские пункты, складские помещения и площадки для хранения грузов, зоны ожидания для вахтовых бригад.
Сеть участков охватывает почти половину Томской области, включая Каргасокский, Александровский, Бакчарский и Парабельский районы; ещё два участка расположены в Новосибирской и Омской областях (сёла Кыштовка и Седельниково). РТК постаралась разместить свои площадки в максимальной близости к действующим месторождениям, что позволяет сокращать транспортные расходы заказчиков.
Директор ООО «РТК» подчёркивает, что комплекс услуг выполняют специалисты с большим опытом работы в сфере транспортной логистики: диспетчеры, авиационные техники, стропальщики и служба охраны, которые прошли необходимую подготовку и получили разрешение на выполнение работ.
В течение всего времени движение транспортных средств контролируют диспетчеры РТК: на мониторе постоянно отслеживаются маршрут движения и скорость полёта. При этом диспетчер может оперативно проинформировать заказчика о местонахождении вертолёта.
Вертолётные площадки, как правило, расположены там, где заканчиваются автомобильные дороги круглогодичного сообщения. Создание участков ООО «РТК» позволило обеспечить рабочие места для жителей отдалённых населённых пунктов. И местные жители здесь работают авиатехниками, диспетчерами, стропальщиками.
Работа идёт без срывов
На начальном этапе деятельности своих воздушных судов у предприятия не было. РТК арендовала вертолёты, что называется, на стороне – у авиакомпаний из Томской области и соседних регионов. Однако довольно быстро стало ясно, что заказчики предпочитают работать с перевозчиком, который может комплексно организовать авиационные работы. А значит, должен иметь собственный парк. Его формирование происходило постепенно, в том числе за счёт слияния с рядом предприятий, также осуществлявших аналогичный вид деятельности.
По словам Николая Макарова, на сегодняшний день в собственности Региональной транспортной компании находится шесть вертолётов, приспособленных для перевозки грузов и вахтовых бригад. Авиационного парка хватает для того, чтобы качественно и в срок выполнять потребности заказчиков. А их у РТК достаточно: газовые и нефтяные структуры, строительные компании, выполняющие работы на севере области, различные сервисные и бизнес-структуры.
Основными и постоянными заказчиками остаются в первую очередь крупные компании-недропользователи – «Томская нефть», «Норд Империал», подразделения Газпрома и его подрядные организации. Правда, приходится признать, что с 2020 года, когда в мире и в стране случилась пандемия коронавируса, нефтегазовая отрасль по объективным причинам несколько «просела».
Например, в период пандемии недропользователям пришлось увеличить сроки работы вахтовых бригад на месторождениях – с двух недель до месяца и более. Соответственно, стало меньше вертолётных рейсов на север, объёмы перевозок заметно снизились. При этом надо учитывать, что план перевозок в РТК был, естественно, сформирован заранее, заключены соответствующие контракты. Всё пришлось менять буквально по ходу дела.
– На сегодняшний день у нас, скажем так, взвешенно достаточный объём работ. То есть такой, при котором ООО «РТК» может твёрдо гарантировать заказчикам качество предоставляемых услуг и при этом сохранять стабильный коллектив.
Добавила проблем и нынешняя экономическая ситуация, осложнённая западными санкциями. Но Николай Александрович уверен: именно благодаря тому, что в РТК сложился сплочённый профессиональный коллектив, компании удалось пережить самые трудные моменты.
– Самое главное в сегодняшней ситуации – мы сохранили нашу компанию. Коллектив не должен был пострадать, сотрудникам нужно было, как минимум, регулярно платить зарплату, – продолжает Николай Макаров. – Мы сделали ставку на то, чтобы говорить с людьми, находить с ними взаимопонимание. Большинство подошло ответственно к тому, что нужно предприятие сохранить. Так что трудности преодолевали и продолжаем преодолевать вместе. Во всяком случае, срывов графиков и нарушений контрактов допущено не было.
Коллектив – самое важное
О своих коллегах ООО «РТК» директор отзывается с явным уважением. По его словам, кто-то работает в компании недавно и сейчас полноценно вливается в коллектив. А костяк в основном составляют специалисты, работающие на участках; они, по сути, и определяют конечный результат деятельности предприятия. Хотя, без сомнения, большую работу выполняют службы в томском офисе – планирование, материальное обеспечение и так далее.
Есть специалисты, которые трудятся в компании с момента её создания. Сам Николай Александрович работает в РТК десять лет, хорошо знает своих сотрудников, успел их по достоинству оценить. Поэтому выделить кого-то персонально ему довольно сложно.Кстати, имеются в Региональной транспортной компании примеры преемственности поколений. На некоторых участках работают представители одной семьи.
Скажем, известна в коллективе фамилия Жижиных. Старший, Анатолий Аркадьевич, возглавляет участок «Новиково» в Парабельском районе. Его супруга Тамара Алексеевна работает в компании диспетчером, а сын сейчас проходит практику по профильной специальности. За многолетний добросовестный труд в честь Дня воздушного флота России Анатолий Аркадьевич и Тамара Алексеевна были награждены Почётными грамотами Администрации Томской области.
Конечно, постепенно опытные сотрудники уходят на заслуженный отдых, отработав свой активный период. Молодёжь, которая приходит в РТК, обучают профессиональным премудростям старшие коллеги. Специалисты ежегодно проходят аттестацию, подтверждая свою квалификацию.
Между прочим, на диспетчера – а это для авиатранспортной компании фигура ключевая – не обучают ни в одном учебном заведении, считает собеседник:– Когда человек приходит в нашу компанию, он погружается в эту специальность уже непосредственно в процессе работы. А затем, став профессионалом, несёт свой бесценный опыт и передаёт его более молодым коллегам. Например, коммуникабельность у диспетчера должна быть развита на все 100 процентов, поскольку он работает с экипажем воздушного судна и наземным персоналом, с заказчиками и исполнителями. Круг вопросов велик, надо не просто скомандовать «взлёт – посадка», но и чётко организовать этот процесс. Поэтому мы особо дорожим нашими диспетчерами.
Впрочем, нужны в РТК профессионалы разных специальностей. В частности, техники по ГСМ обеспечивают централизованную заправку вертолётов – получают топливо, хранят его, учитывают. Стропальщики выполняют погрузо-разгрузочные работы. Эта работа на участках механизирована: для тяжёлых грузов есть мини-погрузчики, которые могут поднимать и перевозить до 500 килограммов.
Есть в машинном парке также перевозящая техника на базе полноприводного «КамАЗа», его используют при необходимости на разных участках. Автомобиль укомплектован гидроманипулятором с различным навесным оборудованием и способен перевозить наиболее тяжёлые грузы.
Наконец, чтобы организовать наземные грузовые и пассажирские перевозки, ООО «РТК» привлекает подрядчиков – автотранспортные организации. Такая практика давно наработана, говорит Николай Макаров, связи с партнёрами налажены прочные, услуги они оказывают качественные.
– На рынке авиауслуг РТК работает не первый год. Со многими предприятиями-заказчиками у нас сложилась своя история отношений. Конечно, видим для себя определённые перспективы. Хочется работать с ними и дальше и, надеюсь, нам это удаётся, – подытоживает директор. – Заказчики ценят нас потому, что мы работаем честно. И это, согласитесь, очень важно.
Автор: Антонина Ленская