Back to the list

Возим всё, что можно перевезти по воде

Предприятие Ивана Алексеевича Косых в течение многих лет занимается речными грузоперевозками на севере Томской области 


Руководитель предприятия Иван Косых родился в Новосибирской области, после окончания сельхозтехникума приехал работать в подсобное хозяйство Каргасокской геологоразведочной экспедиции. Так наш собеседник стал жителем отдалённого северного района. В середине 1980-х, после распада геологоразведки, Иван Алексеевич занялся речными перевозками по Оби и её судоходным притокам. Начинал с одного судна, постепенно наращивал объёмы, и сегодня деятельность предприятия охватывает все основные водные транспортные артерии этой территории. 

Кстати, и сейчас, в 2023-м, основатель и владелец компании по статусу остаётся индивидуальным предпринимателем, хотя масштабы выполняемых работ давно переросли столь скромные рамки.

Офис ИП базируется в районном центре Каргасок, в посёлке Геологическом. Между прочим, нетрудно увидеть в этом определённую символику. Когда в советские времена началось активное освоение сибирских недр, в Каргаске действовала достаточно крупная нефтегазоразведочная экспедиция, где и начинал работать в молодости Иван Косых. А теперь его предприятие плотно сотрудничает с недропользователями, которые продолжают заниматься разработкой и добычей углеводородного сырья на севере Томской области. 

В их числе крупнейшие нефтегазодобывающие и сервисные компании региона – ОАО «Восточная транснациональная компания», структурные подразделения ООО «Норд Империал» и другие. В целом же спектр перевозок, выполняемых каргасокскими речниками, самый широкий – от леса и бытовых товаров до опасных грузов, таких, как нефть и топливо. Потому что кредо у них простое: «Мы перевозим всё, что можно перевезти по реке». 

– Навигация обычно начинается 5–10 мая. Всего за три-четыре месяца, пока стоит большая вода в Оби и её притоках, надо доставить максимум грузов для производственников. Да ещё обеспечить северные сёла и деревни всем необходимым на зимний период и время межсезонной распутицы, – объясняет Иван КОСЫХ. – Так что в разгар летней навигации нам, речникам, не до праздников и выходных. 

В ожидании новых контрактов

На протяжении последних лет ИП И. А. Косых перевозит в период навигации в общей сложности примерно одинаковое количество грузов. Правда, не скрывает Иван Алексеевич, нынче по сравнению с прошлым годом объёмы перевозок немного снизились. 

Однако вины речников в этом нет. Причины тому объективные: жёсткие западные санкции рикошетом бьют по небольшому предприятию, занимающемуся перевозкой грузов в сибирской глубинке. Особенно сказываются ограничения, введённые для нефтедобывающих компаний (как известно, Россия до конца 2023 года продлила добровольное сокращение добычи нефти, действующее с марта). 

Также газовики и нефтяники стали меньше завозить импортного оборудования, а отечественное производство пока не может полностью заполнить эту нишу. Соответственно, снизился объём поставок техники на промыслы, а это для каргасокских речников тоже важная часть работы. Отрадно, что на этом фоне у каргасокского ИП в 2023-м появился новый заказчик из числа недропользователей – ПАО «Нефтяная компания «РуссНефть». 

С начала нынешней навигации каргасокские суда, как всегда, ходят от Томска до Салехарда и Нижневартовска. Весной довольно серьёзным испытанием стал маршрут на Майское месторождение, где ведёт нефтедобычу ООО «Альянснефтегаз» (структура Imperial Energy). 

– Особенность была в том, что этот промысел – самая отдалённая точка по реке Васюган. Дальше Майского пройти на теплоходе с баржей уже невозможно. Так что нашим ребятам пришлось нелегко, – рассказывает Иван Алексеевич. – Таёжная река вся заросла лесом. Сначала пустили вперёд теплоход, который буквально пробивал путь, приходилось даже пилить деревья, слишком низко нависшие над водой. А следом уже везли груз. В течение года туда вообще можно попасть только в мае, когда стоит большая вода. И мы успели, доставили оборудование точно в срок. 

Работа есть и летом, и зимой

Флотилия ИП Ивана Алексеевича Косых насчитывает девять больших теплоходов и шесть мелкосидящих судов. Кстати, именно наличие таких катеров, предназначенных для перевозок при низком уровне воды, даёт каргасокским речникам весомое конкурентное преимущество. При наличии шести единиц типа КС предприятие входит в первую тройку компаний, занимающихся перевозками грузов по реке Оби.

– К нашей радости, большая часть сибирских месторождений пока продолжает действовать в стабильном режиме, – говорит Иван Косых. – К тому же в числе наших заказчиков не только недропользователи. Например, лес в тайге как пилили, так и пилят, а значит, и перевозить его приходится по воде. Этим наше предприятие занималось всегда, надеюсь, и дальше объёмы лесозаготовки снижаться не будут.

Ремонт и обслуживание речных судов и другой техники в ИП выполняют собственными силами. Да, какие-то сложные электроприборы заказывают в других регионах, а для серьёзного ремонта вывозят оборудование в Томск. Но для выполнения текущих работ в коллективе имеются свои специалисты.

– Помимо летних перевозок мы также занимаемся устройством автозимников. Чтобы компания не приостанавливала свою деятельность, чтобы люди были заняты и могли заработать, – продолжает собеседник. – Здесь используем уже другую, наземную технику. Её в нашем автопарке тоже немало – тягачи, краны, в общем, всё необходимое. С наступлением холодов компания продолжит строить зимники в Каргасокском районе и на близлежащих территориях. Северяне знают, что зимой этот способ передвижения зачастую единственный, чтобы добраться до промысла или отдалённого населённого пункта. Многолетние контракты заключены на два-три года вперёд, так что за этот фронт работ можно особо не беспокоиться. 

Постоянный коллектив предприятия сейчас составляет 30–35 человек. Необходимость в дополнительном персонале появляется, когда объёмы перевозок зашкаливают, но пока хватает штатного состава. 

О капитанах и матросах

Коллектив речного предприятия в большинстве своём состоит из людей опытных, с многолетним стажем. Настоящие «речные волки» – это прежде всего сам Иван Косых, который и теперь порой становится за штурвал теплохода. Вместе с ним начинали ветераны предприятия Валерий Васильевич Быков и Михаил Алексеевич Косых; с капитанского мостика они сошли, но по-прежнему остаются в команде. С уважением говорит руководитель об Александре Николаевиче Сысолине, проработавшем в компании не меньше 15 лет.

Среди более молодых, но уже опытных специалистов можно назвать Андрея Александровича Чмеленко и Андрея Олеговича Никанорова. Они пришли к Ивану Алексеевичу ещё студентами техникума, потом повышали квалификацию в Томске, в Колпашеве и вот уже несколько лет «капитанят» в Каргаске. 

Что касается смены кадров, тут на речном флоте ситуация не из простых. В селе Каргасок подготовкой рулевых-мотористов занимается техникум промышленности и речного транспорта. ИП И. А. Косых берёт студентов, обучающихся судовождению, на производственную практику, присматривается к наиболее перспективным. Правда, даже если выпускник осознаёт всю значимость профессии речника, на капитана ему придётся учиться ещё несколько лет.

– Наша работа непростая, напряжённая, требует неукоснительной дисциплины и высокой ответственности. К сожалению, далеко не все представители нового поколения на такое готовы. И всё равно кто-то выбирает эту профессию и в будущем может стать капитаном речного судна, – не сомневается Иван Алексеевич.

Что ж, в начале июля речники отметили свой профессиональный праздник, а в первое воскресенье сентября принимать поздравления будут нефтяники и газовики. В завершение разговора собеседник пожелал и своим коллегам, и партнёрам, и всем труженикам томского Севера: 

– Больше всего мы хотим, чтобы прекратились конфликты между странами и народами, чтобы простые люди могли жить и трудиться спокойно, не тревожась о будущем. Пусть будет мирное небо над головой, пусть каждого окружают любовь и счастье. Ну, и всем достойного заработка, конечно!

Автор: Светлана Чернозубенко