Назад к списку

Полный вперёд!

Томская судоходная компания идёт на север


Томск – уникальный город. Он по праву гордится своими знаменитыми уроженцами, внёсшими свой вклад не только в жизнь и обустройство региона, но и в историю России. Славен он и своими предприятиями, молодыми и опытными – чтобы не сказать старыми, – но некоторые из них справедливо считают себя и наследниками, и ровесниками прошлого века. Яркий пример – Томская судоходная компания, транспортный флагман Обь-Иртышского речного бассейна.

Навигация начинается с подготовки

Судите сами: в прошлом году флотом АО «ТСК» было перевезено 2 675 тысяч тонн грузов, плавучей и береговой крановой механизацией перегружено 5 000 тысяч тонн различных грузов. В этом году планы речников ещё масштабнее – объём перевозок 2 800 тысяч тонн, плановый объём перегрузки – 5 400 тысяч тонн. Традиционными заказчиками услуг являются предприятия нефтегазовой и лесной отрасли, строители и дорожники. 

Успехи и результаты года для речников зависят от навигации. И здесь главное – не пропустить тот момент, когда сибирские реки очнутся от зимней спячки и понесут свои воды к Северному Ледовитому океану. Поэтому речники, ничуть не менее внимательно, чем МЧС, следят за ледоходом на Томи и Оби, ведь от этого зависит их основная работа. Большая вода весь год кормит. В базовой зоне дислокации Томской судоходной компании ледоход нынче начался 10 апреля. 

– Надо отметить, что ледоход этой весной проходил с очень большими, длительными заторами и значительным подтоплением населённых пунктов, расположенных в пойме рек, – вспоминает генеральный директор АО «Томская судоходная компания» Сергей Ведерников. – По территории Томской области ледоход продолжался целый месяц и прошёл её северную границу только 10 мая. Навигация в Томске началась 21 апреля.

Конечно, к этому старту ТСК готовилась весь зимний период, ведь если предусмотрительные крестьяне готовят сани летом, то речники свой флот – зимой. Пока реки спят подо льдом и снегом, накапливая силы для половодья, речники проводят ремонт флота, плавмеханизации, береговой крановой механизации, портового хозяйства в полном запланированном объёме. И хлопот постоянно прибавляется. В прошлом году приобретён ещё один портальный кран грузоподъёмностью 12,5 тонны, проведён его монтаж, и он уже работает. Также к действующим восьми причалам грузовой стенки прибавился ещё один, протяжённостью 100 метров. 

Флот Томской судоходной компании – это более 70 единиц самоходного буксирного флота и плавмеханизации, в том числе теплоходы проекта 1741, проекта 428 и 3290, также в работе находятся 200 барж проекта Р-56 грузоподъёмностью 2 800 тонн каждая. Понятно, что одновременно эту армаду загрузить невозможно, поэтому заранее тщательно продумывается вся логистика 2024 года, причём не только в нашем регионе. За осенне-зимний период в пунктах отгрузки, расположенных в Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях, Ямало-Ненецком автономном округе было заготовлено 1 500 тысяч тонн грузов. Это чуть больше половины необходимого объёма для обеспечения поставок продукции в 2024 году.

Стоит отметить, что объём перевозок в Томской области составляет всего 300 тысяч тонн, остальные грузополучатели ждут свои заказы за пределами региона. География работы флота компании очень обширна: от Обского водохранилища на юге до Обской губы и Енисейского залива на Крайнем Севере. 

От места производства до двери заказчика

Как быстро и заметно меняется ассортимент перевозимых флотом грузов, свидетельствует история города Колпашево. Долгое время речники были связующим звеном между угледобытчиками Кузбасса и жителями районного центра на Оби. Именно от слаженной работы по поставкам угля из соседней области зависело теплоснабжение района, температура отопительных батарей и наличие горячей воды в кранах. Но жизнь не стоит на месте – газификация города сделала ненужным завоз твёрдого топлива, тем самым сократив число партнёров ТСК. Что ж, кто-то теряет, а кто-то находит. 

– Мы практически прекратили заниматься перевозкой этого вида груза, – отмечает Сергей Ведерников. – Зато увеличились перевозки щебёночно-строительных материалов. Причём процентов 60 – из других регионов страны.

Принятое много лет назад решение о создании Сибирского центра логистики себя давно уже оправдало. За эти годы эта организация превратилась в многопрофильный холдинг, объединяющий в своём составе более десяти предприятий с различными направлениями хозяйственной деятельности: речные, железнодорожные и автомобильные перевозки, производство нерудных строительных материалов и асфальто-бетонных смесей, строительство новых и ремонт старых дорог, проектирование и строительство инженерных сетей и инфраструктуры. В настоящее время все предприятия работают по принципу «от места производства продукции до двери заказчика», то есть это такая цепочка: карьер – автотранспорт – железнодорожный транспорт – речной транспорт – пункт назначения. И далее опять автомобильным транспортом прямо до объекта, указанного заказчиком.

Председатель совета директоров ТСК Владимир Кноль может часами рассказывать об истории томского речного флота, о том, как менялись цели и задачи в зависимости от экономической ситуации в стране и мире. «Плавали – знаем!» Особо остро в памяти осели 90-е годы прошлого века, когда компании, как и всей России, пришлось менять уклад. Но всё же выкарабкались! ТСК пришлось серьёзно задуматься о необходимости приобретения собственного флота и сделать ставку на транзитные перевозки. 

– В этом направлении мы последовательно шли и идём, – в одном из выступлений отметил Владимир Кноль. – Со временем даже сами стали заниматься строительством судов – на верфях Самусьской и Моряковской РЭБ флота, активы которых компания приобрела, когда эти предприятия переживали не лучшие времена.

О насущности основательной реновации неоднократно говорил и Сергей Ведерников:

– Нужно строить новый флот – и баржи, и суда, которые вслед за нефтяниками, газовиками, дорожниками, строителями смогут продвигаться всё дальше на север. В будущем нефть и газ будут добывать на шельфе северных морей, а это значит, что парк судов необходимо переводить на эксплуатацию «река – море». Такой флот из старых судов не составишь. 

Зов северных широт

Несколько лет назад Томской судоходной компанией было принято решение о расширении географии перевозок и проведении модернизации флота для работы в районах Крайнего Севера, с разрядами М-ПР и М-СП, а также по Северному морскому пути.

Начало новому флоту, который может выполнять свои задачи не только на реках, но и на море, было положено в 2019 году, когда Томская судоходная компания купила в Мурманске морской буксировщик «Маршал Василевский». Первый маршрут для новичка был проложен в Салехард, где он «подхватил» заказ от крупнейшей в мире алмазодобывающей компании «АЛРОСА». Самусьские судостроители по заказу её судоходного подразделения построили две новые баржи грузоподъёмностью 2 500 тысяч тонн каждая. В августе баржи доставили в Салехард, а «Маршал Василевский» довёл их до причала на реке Лене, после чего наконец добрался до пункта назначения – в Томск. В Моряковском затоне теплоходу на слипе заменили часть корпуса, сделали ремонт, подготовив судно к следующим навигационным сезонам на реках и на море. Для этих же задач на Самусьском заводе построили ещё две баржи «река – море» для работы по Северному морскому пути. Но уже не для алмазной, а для Томской судоходной компании. 

Кроме теплохода «Маршал Василевский» за период с 2021 по 2023 годы путём модернизации был повышен класс до смешанного «река – море» теплоходам «Вячеслав Шишков», ОТ-2074, ОТ-2120 и шести баржам проекта Р-56. Последовательно продвигаясь в направлении «река – море» в начале 2024 года была закончена модернизация ещё двух теплоходов: «Николай Яворовский» и ОТ-2125 и повышен класс плавучим кранам КПл 4-81, КПл 12-90, КПл 35-89. 

Все работы по модернизации производились на слипах и при непосредственном участии двух заводов: «Моряковского речного затона» и «Самусьского судостроительно-судоремонтного». Кстати, Самусьский завод в этом году заканчивает строительство десяти новых барж грузоподъёмностью 2 500 тонн по заказу Енисейского речного пароходства. Эти баржи смогут работать как на реке, так и на море. В ТСК с удовлетворением отмечают, что завод вышел на рекордные темпы строительства – десять барж за три года. 

Кто любит макароны по-флотски

По традиции – утвержден ещё в советские времена – в первое воскресенье июля отмечается День работников морского и речного флота. 

– К своему профессиональному празднику коллектив компании подходит с хорошими результатами, – подчёркивает Сергей Ведерников. – Уже перевезено более одного миллиона тонн различных грузов, перегружено два миллиона тонн. Мы постарались за прошедшее время максимально удовлетворить все потребности наших заказчиков, которые с нетерпением ждали открытия навигации, чтобы после получения груза начать производство запланированных работ.

Томская судоходная компания сегодня обеспечивает рабочими местами примерно 1000 человек – в экипажах судов и в подразделениях на берегу. Средний возраст – 45 лет. 70 процентов персонала работает в компании в среднем 20–25 лет. Ежегодно здесь проходят практику до 200 студентов из разных учебных заведений – Сибирского государственного университета водного транспорта, Новосибирского командного речного училища, Новосибирского речного колледжа, а также подшефных – Каргасокского техникума промышленности и речного транспорта и Томского техникума водного транспорта и судоходства. Будущие судоводители, судомеханики, электромеханики, судовые электрики и повара на реальном флоте изучают азы речного дела. С 2021 года для нужд Томской судоходной компании Томский техникум водного транспорта и судоходства начал подготовку студентов по специальности: «Крановщик плавучего крана». И вот уже три навигации подряд дополнительно проходят практику более 20 студентов данного направления. В нынешнем сезоне более 150 молодых людей – помощники капитанов, помощники механиков, мотористы-рулевые, крановщики плавучих кранов и повара – на личном опыте увидят работу речников. 

– На сегодня самыми дефицитными профессиями были и остаются все должности командного состава флота: капитаны, механики, старшие помощники капитанов, – продолжает генеральный директор. – Те профессии, без которых невозможна эксплуатация любой единицы флота. Привлечь судоводителей уровня командного состава со стороны с каждым годом всё сложнее. Поэтому приходится растить смену самостоятельно на рабочих местах. Наставники-судоводители и капитаны-наставники обучают и стажируют молодых специалистов во время навигации. В процессе стажировки проводят отбор самых способных. 

Но не всё так просто! Ведь отобранные кадры нужно удержать. Для этих целей разработаны и внедрены программы социальной поддержки. Это и ипотека, и возможность компенсации стоимости съёмного жилья, различные единовременные выплаты, получение нескольких образований за счёт средств работодателя и другие гарантии. В ТСК создан и действует Совет командиров, главная цель которого – работа с молодыми специалистами, их рост и адаптация на рабочем месте.

Несмотря на то, что работа – по большому счёту – для существенной части персонала носит сезонный характер, люди её ценят. Иначе не было бы в компании столько семейных династий как на флоте, так и на берегу. Матонцевы, Слащенко, Савиных, Флегонтовы, Скленины, Бирюковы, Бочкаревы, Мецгеры, Алексеевы, Жбановы, Полежака, Пальчиковы, Тимошкины, Машечковы, Афанаскины ходят на разных судах ТСК. А их коллеги – семьи Мядзель, Хасановы, Сапуновы, Коноховы, Штергель, Юрьевы, Никоровы, Косенко, Зейбель, Тепловы, Кривошеины, Панины, Кучины, Пятницевы, Артёменко, Богдановы трудятся на берегу. Причём, если «по морям – по волнам» вместе работают по большей части отцы и дети, то на суше – семейные пары. Хотя встречаются по работе и дедушки, и зятья, и братья и сёстры, и внуки. 

Специфика работы ТСК такова, что даже профессиональный праздник многим приходится встречать порознь. Кто-то его отметит на борту родного судна, ведь навигация в самом разгаре, кто-то – на берегу в кругу родных и близких, а общая встреча возможна лишь ближе к зиме, когда все виртуозы-речники вернутся в свои гавани и затоны. 

– Накануне профессионального праздника хочется поздравить коллег, их родных и близких с Днём речника, – завершает беседу генеральный директор Томской судоходной компании Сергей Ведерников. – Желаю всем здоровья, благополучия, оптимизма и удачной навигации, несмотря ни на что! Компании же – дальнейшего развития и динамичного движения вперёд! 


Интервью провел: Виталий Вайс