Back to the list

Разгадать загадки недр земных

Юные геологи постигают азы профессии в аудиториях и на маршрутах 

Минералогия, гидрология, построение геологического разреза, а также практические навыки по организации полевой стоянки и оказанию первой помощи – всё это входит в учебную программу для юных геологов, которая разработана сотрудниками геолого-географического факультета ТГУ. 


В сентябре факультет планирует набрать ещё две группы школьников, чтобы в течение учебного года познакомить с азами профессии порядка 40 ребят. 

На занятия приглашают ребят от восьмого класса и старше, которые уже начали проходить в школе химию, физику и геометрию, иначе, как говорят преподаватели, обучение может зайти в тупик. Как строить геологический разрез, не зная геометрии, и как рассказывать про кристаллографию без физики? Но есть ещё один нюанс – юные геологи должны иметь возможность выезжать на слёты и олимпиады: оформлять документы на вывоз детей старше 14 лет проще, чем на более младший возраст. 

Работой группы юных геологов руководит Артём Бибко, младший научный сотрудник лаборатории геохронологии и геодинамики, аспирант ГГФ ТГУ. 

– Когда я учился в магистратуре, работал в «Кванториуме» в гео-кванте преподавателем, вёл курс «Геоинформационые системы», у меня уже тогда возникла идея, что было бы неплохо сделать совместную с ГГФ ТГУ образовательную программу по подготовке юных геологов, – говорит Артём Бибко. – Наш декан Платон Алексеевич Тишин поддержал эту идею, и мы сделали такую программу. Но так вышло, что сейчас я работаю только в университете, и мы, заручившись поддержкой Российского геологического общества, решили подготовить собственную образовательную программу. 

Юные геологи не только слушают лекции (занятия длятся по два академических часа два раза в неделю), но и участвуют в проектной деятельности. Так, Софья Калашникова, которая перешла в десятый класс, в прошлом учебном году стала единственной школьницей, которая выступила на научной студенческой конференции «Старт в науку», которую проводит ТГУ для студентов младших курсов. 

Софья определяла минерально-химический состав пегматитов в разных участках породы в зависимости от размера зёрен. В этом году она планирует продолжить исследование, изучить ориентацию зёрен относительно друг друга. Благо, сверхмощные электронные микроскопы и другое необходимое оборудование в Центре коллективного пользования ТГУ есть, и юным геологам вместе со своими кураторами-преподавателями туда разрешён доступ. 

А ещё ребята могут участвовать в настоящих научных экспедициях. Так, в июле двое участников школы юных геологов вместе с Артёмом Бибко съездили в геоархеологическую экспедицию в Самарскую и Ульяновскую области. 

– Перед нами стояла научная задача – найти рудопроявления медных минералов, – рассказывает Артём Бибко. – Нас пригласил Александр Коновалов, выпускник геолого-географического факультета ТГУ, сейчас он работает в Самаре, и тоже занимается с юными геологами, и поэтому хотелось наладить контакты. Но главное – поучаствовать в изысканиях. Наш старший коллега изучал археологический памятник, шахты позднего бронзового века метров пять–семь в глубину. Как геоархеолог он пытался понять, какую руду люди того периода добывали для изделий. Официальная версия – что добывали малахит, но он сомневался, потому что нашёл в коллекции кусок халькозина. А теперь его предстояло найти на территории памятника. И мы действительно нашли этот минерал в известняках, и подтвердили гипотезу. 

Ребятам экспедиция понравилась, один из участников, который пойдёт в 11-й класс, долго сомневался, кем хочет быть, но после поездки однозначно заявил – только геологом! Кстати, по итогам экспедиции этот школьник тоже будет готовить исследовательский проект для презентации его на студенческой конференции. 

«Результаты интересные даже с геологической точки зрения получились, а с археологической – очень значимые, – уточняет Артём Бибко. – Можно провести интересное междисциплинарное исследование». 

Участие ребят в движении юных геологов – ещё одно направление, которое курирует Росгео, и ГГФ ТГУ в нём активно участвует. В конце июля завершился Сибирский открытый слёт юных геологов, проходивший в Шерегеше Кемеровской области. Благодаря поддержке АО «Томск-нефть» ВНК наши юные геологи тоже в нём участвовали. 

Там собралось 10 команд из Кемеровской, Новосибирской, Томской, Омской, Челябинской, Свердловской областей, Алтайского края и Республики Алтай. Для ребят были подготовлены геологические соревнования для оценки уровня сформированности компетенций по различным разделам наук о Земле. Слёт проводился Министерством природы РФ и Ассоциацией «Научно-технический центр инновационного недропользования». Организаторами и партнёрами слёта выступили образовательные организации СФО и компании-недропользователи. 

Перечисление дисциплин, в которых соревновались ребята, уже само по себе говорит о том, что все они одинаково важны в будущей профессии: геологический маршрут, гидрология, радиометрия, шлиховое опробование, а также организация полевой стоянки и основы медицинских знаний. 

– Наша команда «Прометей» заняла призовые места по двум дисциплинам – по основам медицинских знаний и оказанию первой помощи у нас 3 место, по гидрологии – 2 место, буквально балла не хватило, чтобы первое занять, – рассказывает наставник юных геологов из ТГУ. – В следующем году летом пройдёт Всероссийская олимпиада юных геологов, надеюсь, там команда покажет более высокие результаты. Организация слёта для того и была задумана, чтобы наши сибирские команды могли подготовиться к всероссийским состязаниям, которые проходят раз в два года. Слёт нужен, чтобы дети могли свои ошибки увидеть, наставники обратили внимание, что нужно подтянуть и чего не хватает командам. С сентября начнём готовить нашу команду к участию во Всероссийской олимпиаде юных геологов. 

Конечно же, в первую очередь стоит задача заинтересовать школьников геологией. То, что эта работа идёт в стенах классического университета, имеет немало плюсов. Это раннее вовлечение в профессию, и параллельно – в научную деятельность. Университет даёт ребятам возможность работать с обширнейшими минералогическими коллекциями ТГУ. Школьники при выполнении исследовательских проектов могут пользоваться услугами Центра коллективного пользования, где стоят различные высокоточные приборы и есть специалисты-аналитики. 

– Но самое большое преимущество – у нас нет дефицита в специалистах самых разных направлений, которых можно привлечь, чтобы они ответили буквально на любые вопросы ребят, – считает Артём Бибко. – Кроме того, если эти школьники потом к нам поступят, им будет проще встроиться в университетскую экосистему – их знакомство с университетом уже состоялось. И, конечно, одна из наших задач – повышение качества абитуриентов, чтобы к нам приходили заинтересованные и мотивированные выпускники школ.

Автор: Юлия Климычева