Back to the list

Уголь Кузбасса: кризисам вопреки

Запасов угля хватит на 200 с лишним лет, и его добыча – залог развития региона 

В последнее воскресенье августа традиционно отмечается профессиональный праздник работников угольной промышленности – День шахтёра. В этом году он юбилейный – ему 75 лет! Но нынче будет и ещё один повод сказать добрые слова о добытчиках «горючего камня»: в декабре будет отмечаться 300 лет со дня появления первых государственных документов («угольных указов» Петра Первого), положивших начало развитию отечественной угольной промышленности. 


Пути-дороги 

В последние несколько лет угольщики Кузбасса успели пережить несколько взлётов и падений в связи с нестабильной ситуацией на мировом рынке, вызванных падением цен на уголь из-за взятого рядом стран курса на декарбонизацию, а затем и коронавирусных ограничений. 

Несколько цифр: в 2017 году в регионе было добыто 240 миллионов тонн угля, в 2018 году – 256 миллионов тонн, в 2019 – 248,7 миллиона тонн, в 2020 году – 220,1 миллиона тонн, в 2021 – 239,1 миллиона тонн. 

Постпандемийное восстановление мировой экономики, казалось бы, привело к достаточно быстрому росту потребления энергоресурсов. Ещё в январе 2022 года котировки энергетического угля на европейском рынке продолжили активно укрепляться – биржевая стоимость тонны была выше 170 долларов. Но в феврале на развитие отрасли повлияла политика. После начала специальной военной операции на Украине пришлось внести существенные коррективы в работу всех отраслей экономики, и угольная отрасль не стала исключением. Ограничительные меры, продиктованные политическими амбициями ряда лидеров недружественных стран, привели к снижению спроса на уголь, необходимости по-новому выстраивать логистические цепочки. Но, несмотря на попытки вытеснить уголь из мирового топливного баланса, он был и остаётся одним из главных энергоносителей. И угольные компании Кузбасса пока не отказываются от своих ранее объявленных планов. 

– Наши угольщики прошли уже столько кризисов, что ещё одним их не напугаешь, – прокомментировал ситуацию 17 августа на встрече с предпринимателями в Кемерове губернатор региона Сергей Цивилев. 

Но коррективы в работу всё-таки пришлось вносить – из-за антироссийских санкций, эмбарго Евросоюза на российский уголь и отмены понижающих коэффициентов на железнодорожные тарифы с 1 июня. По оценке кузбасских властей, добыча угля в этом году может снизиться на 5,3 процента по сравнению с 2021 годом – до 230 миллионов тонн. 

По данным Министерства угольной промышленности Кузбасса, добыча угля в регионе снизилась за первое полугодие этого года на 6,4 процента, за июнь – на 13,5 процента. 

В частности, в первом полугодии угольщиками Кузбасса добыто 109,8 миллиона тонн угля (минус 7,5 миллиона тонн к январю – июню 2021 года). 

Упали и темпы отгрузки. Всего за январь – июнь кузбасскими предприятиями было отгружено железнодорожным транспортом 98,7 миллиона тонн (минус 11,5 миллиона тонн), в западном направлении – 50,1 миллиона тонн (минус 7,5 миллиона тонн), в восточном направлении – 24,3 миллиона тонн (минус 3,1 миллиона тонн). 

На этом фоне у угольщиков в очередной раз возникли разногласия с железнодорожниками. С 1 июня ОАО «РЖД» были отменены понижающие коэффициенты на экспорт угля и на дальность. 

– В результате рост тарифов на перевозки энергетического угля составил до 68 процентов, коксующегося угля до 46 процентов. Для сравнения: на остальные грузы, имеющие коэффициенты на дальность, рост составил 11 процентов, – прокомментировал тогда ситуацию заместитель губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей ПАНОВ. – Если ситуация не изменится, это может вызвать значительное падение добычи угля и повлечь социально-экономические последствия. 

Впрочем, в итоге сторонам удалось договориться: с 1 июля ОАО «РЖД» пошло навстречу угольным компаниям и вернулось к правилам вывоза угля из Кузбасса в редакции 2021 года, в том числе вернув квоты на вывоз угля из Кузбасса на восток, который стал в сложившейся ситуации главным направлением. 

Импортозамещение – наше всёОдной из важных задач, которую необходимо решать в отрасли, сегодня становится импортозамещение. И в Кузбассе в этом плане есть хорошие подвижки. Так, уже сейчас 94 процента скребковых и ленточных конвейеров – российского производства. В филиале «Кедровского угольного разреза» идут испытания опытного образца бурового станка, сделанного в Екатеринбурге. Началось использование чебоксарских бульдозеров тяжёлого класса (массой более 66 тонн), частично заменяются масла и присадки. Сейчас перед угольщиками региона стоят две основные задачи: продлить срок службы уже закупленного иностранного оборудования и параллельно перейти на образцы оборудования российского производства или дружественных стран. 

В начале августа в Кузбассе запустили первый проходческий комбайн совместного производства с Донецкой Народной Республикой. В его создании участвовали специалисты Ясиноватского машиностроительного завода, Кузбасского электромашиностроительного завода и компании «Ильма» из Томска, которая оснастила комбайн системой автоматизации и управления оборудованием, отвечающим требованиям искробезопасности и взрывозащиты.Первый импортозамещающий проходческий комбайн будет работать на шахте имени С.Тихова. 

– Это реальный результат соглашения о сотрудничестве между машиностроителями Донбасса и Кузбасса, которое было подписано в июне этого года на XXV Петербургском международном экономическом форуме. Это взаимовыгодный контракт и большой шаг вперёд в импортозамещении, – отмечает губернатор Сергей Цивилев. Как отметил глава региона, сейчас перед угольщиками стоят две задачи: продлить срок службы уже закупленного иностранного оборудования и параллельно перейти на образцы оборудования российского производства или дружественных стран. 

Для реализации программы импортозамещения были собраны данные о потребности в материалах и оборудовании угольных предприятий Кузбасса, необходимых на сегодняшний день. Свод требуемой продукции отправлен в Минпромторг и Минэнерго России для начала налаживания производства. 

Добрым традициям – быть 

В Кузбассе уже более двадцати лет ежегодно выбирается новая региональная столица Дня шахтёра, которую общими усилиями облагораживают. В этом году ею стал город Полысаево. 

К проведению главного праздника региона здесь привели в порядок более 300 объектов: дороги, фасады домов, общественные пространства, обновили стадион, капитально отремонтировали школу и установили детские площадки. 

Всего в благоустройство за два года было вложено около 800 миллионов рублей. 

Традиция ещё одного тематического мероприятия была заложена в Кузбассе в прошлом году – Шахтёрский сабантуй. 

Первый такой праздник прошёл в Кемерове, а в нынешнем июне гостей встречала южная столица региона – Новокузнецк. Здесь собрались ветераны-горняки из шахтёрских регионов России, Луганской Народной Республики, Киргизии и Казахстана. Зрителей ждала концертная программа, фестиваль национальных кухонь, выставка мастеров декоративно-прикладного искусства, соревнования по борьбе корэш. А фишкой сабантуя стал хоровод из тысячи участников в национальных костюмах. Это позволило установить рекорд России. 

Новинка – энергетический диктант 

Трёхсотлетие начала развития угольной промышленности России в Кузбассе планируют отметить многочисленными мероприятиями. Главным ожидается международный угольный форум, который пройдёт в октябре по согласованию с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Весь сентябрь в школах региона учащимся предложат тематические мероприятия по угольной тематике. Предпринимателей, занимающихся производством одежды, пригласили провести тематическую выставку одежды для шахтёров. Также жителей Кузбасса пригласят поучаствовать в первом Энергетическом диктанте, вопросы для которого поможет подготовить региональное министерство угольной промышленности. 

К знаменательной дате готовятся и шахтёры. Располагая недрами с запасами угля на 200 с лишним лет, предприятия работают, невзирая на трудности, и способствуют развитию региона и страны.

Автор: Александр Пономарёв