Назад к списку

«Ключевая задача Минприроды – обеспечить стабильную работу отрасли недропользования»

Дмитрий Тетенькин о ситуации с недропользованием в регионах Сибири и стране в целом


В октябре в Кемерове прошёл масштабный форум «Угольная отрасль: новые реалии». Его гостем стал заместитель министра природных ресурсов и экологии России Дмитрий Тетенькин, который принял участие в пленарном заседании и посетил местные добывающие предприятия. Журналистам нашего издания удалось задать ему ряд вопросов, касающихся ситуации с недропользованием в регионах Сибири и стране в целом.

– Дмитрий Дмитриевич, начнём с Кузбасса: с какими ключевыми проблемами сегодня сталкиваются российские угольщики?

– Угольная отрасль в последнее время сталкивается с целым рядом объективных ограничений. Это, во-первых, новые экономические условия: значительный дисконт к цене, ограничения по поставкам иностранного оборудования, переориентация европейских угольных поставок на восток. Во-вторых, это инфраструктурные ограничения, обусловленные ограниченной пропускной способностью наших железнодорожных мощностей к местам отгрузки. Наконец, это рост требований потребителей к качеству угля, связанный с модернизацией энергогенерации.

Отдельно хочу обратить внимание, что декларируемая «западными зелёными экспертами и политиками» повестка полного отказа от ископаемого топлива, особенно от угля, ушла на второй план.

Несмотря на все эти трудности, сегодня в угледобыче реализуется серия новых крупных сырьевых проектов, таких как Эльгинское, Денисовское и Чульмаканское в Якутии, Солнцевское на Сахалине, Никольское в Бурятии, Ургальское в Хабаровском крае. Поэтому, на мой взгляд, тренд развития угольной отрасли – самый позитивный.

– Летом на ПМЭФ вы заявили, что ключевая задача Минприроды сегодня – обеспечить стабильное функционирование отрасли недропользования и её развитие. Какие конкретные шаги предприняты вашим ведомством?

– За последнее время принято достаточно много мер поддержки добывающих отраслей. Так, в связи с санкциями для поддержки компаний-недропользователей по нашим предложениям «антикризисное» постановление № 353 дополнено приложением № 11, которое хорошо знает вся отрасль. Оно допускает перенос сроков по геологоразведочным работам (ГРР) и добыче, отклонения от уровней ГРР и добычи, приостановку лицензий до двух лет, а также пролонгацию срока устранения уведомлений о нарушении условий лицензии.

В конце сентября в Правительство был внесён проект постановления, который до конца 2023 года продлевает меру, допускающую возможность отклонений от уровней добычи, установленных в проектах.

В июле текущего года мы наконец добились принятия Федерального закона № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты РФ». Этот документ, в частности, существенно расширяет направления использования вскрыши (извлечение из неё полезных ископаемых, собственные нужды, обустройство месторождений, ликвидация и рекультивация, продажа недропользователям и третьим лицам). Также он даёт право использовать для ликвидации и консервации золошлаковые отходы. Теперь предстоит большая работа по принятию подзаконной базы, чтобы закон заработал с 1 сентября 2023 года.

– Насколько известно, в нынешнем году началась реформа «заявительного» механизма предоставления геологических лицензий?

– Совершенно верно, с начала 2022 года «заявительный» механизм предоставления геологических лицензий существенно реформирован. Напомню основные изменения.

С нынешнего года введена электронная форма подачи заявочных материалов с использованием портала недропользователей и геологических организаций «Личный кабинет недропользователя». Практически вдвое сокращены сроки рассмотрения заявочных материалов Комиссиями Роснедр и его территориальных органов (с 20 до 12 рабочих дней). Увеличено предельное количество и площадь участков недр, предоставляемых в пользование в «одни руки» в течение календарного года: с трёх до пяти участков максимальной площадью со 100 до 500 квадратных километров.

Исключена возможность отказов в предоставлении права пользования участками недр при наличии формальных нарушений путём введения процедуры корректировки заявителем поданной заявки без её возврата. Наконец, сокращён перечень документов, подаваемых в составе заявочных материалов для получения нижележащих горизонтов и флангов месторождений. 

Продолжается работа по совершенствованию приказа № 802/20. Подготовленными изменениями предусматривается расширение «заявительного» принципа на все участки недр, содержащие твёрдые полезные ископаемые, и по которым отсутствуют сведения о запасах полезных ископаемых (за исключением россыпного золота), на территории Сибирского федерального округа.

– Каких ещё нововведений ожидать недропользователям до конца текущего года и в начале будущего?

– Для минимизации затрат времени недропользователей на решение вопросов, связанных с возможными ограничениями работы на собственных участках, мы начали реализацию принципа «одного окна» при лицензировании. 

Снимаем риски до объявления аукциона по ООПТ, лесным и водным объектам. Инвестор при покупке участка с аукциона должен владеть полной информацией о потенциальных запретах и ограничениях.

Мы понимаем, что одна из ключевых проблем в новых экономических условиях – ограниченные мощности по перевозке, в первую очередь по железнодорожному сообщению. Свою роль Минприроды здесь видит в сокращении сроков лицензирования по общераспространённым полезным ископаемым. Планируем довести до 30 дней срок от подачи заявки на лицензию до разработки карьеров ОПИ.

Кстати, опыт по значительному сокращению сроков у нас уже есть: получение документации для создания карьеров на строительстве Восточного полигона железных дорог удалось снизить с 270 до 77 дней. За счёт этой меры рассчитываем обеспечить ускоренное инфраструктурное развитие железнодорожных мощностей для перевозки сырья в восточном направлении.

Не менее важная мера – принятие 218-го закона, которым введён безаукционный порядок лицензирования в отношении строительства железных дорог и иных объектов железнодорожного инфраструктуры.

– С вашей точки зрения, на каких направлениях должно быть сосредоточено госфинансирование в сфере недропользования? 

– Недропользование – это фундамент российской экономики. По данным Росстата, порядка 40 процентов консолидированного бюджета страны – доходы от минерально-сырьевого комплекса. Кроме того, по итогам 2021 года отрасль предоставления услуг в сфере добычи полезных ископаемых выросла на 17,6 процента. Это сервисные услуги, которые заказывают недропользователи: бурение, сейсморазведка, исследования скважин и прочее.

С 2022 года федеральное финансирование на геологоразведку увеличено. Подчеркну: начальный этап самый сложный и несёт огромные риски. Поэтому их на себя берёт государство. По двум нашим программам на текущий год выделено 18,6 миллиарда рублей: госпрограмма «Воспроизводство и использование природных ресурсов» – 14,6 миллиарда, федеральный проект «Геология: возрождение легенды» – четыре миллиарда рублей.

Кроме того, на 12 миллиардов рублей обновим технологические мощности институтов Роснедра и АО «Росгеология», которые выполняют геологоразведочные работы от лица государства. В итоге проведём поиск углеводородов на 34 объектах, и твёрдых полезных ископаемых – на 58 объектах. Напомню ещё раз, что это только на 2022 год. 

В свою очередь, бизнес уже вкладывает порядка 450 миллиардов рублей ежегодно, чтобы найденные нами ресурсы стали запасами. Дополнительно мы предлагаем пустить частные инвестиции в ранние этапы геологического изучения. Недропользователи готовы вкладывать в это деньги.

Важно отметить, что мы уже сегодня смещаем акценты в геологоразведке на стратегические виды сырья – это литий, титан, марганец, ниобий и редкоземельные металлы. Для ускоренного предоставления в пользование месторождений названных выше видов полезных ископаемых и сокращения зависимости от импортных поставок подготовлены графики их лицензирования.

Так, по литию это месторождения Колмозерское, Полмостундровское и Васин-Мыльк (Кольский регион); по марганцевым рудам – месторождение Порожинское (Красноярский край); по хромовым рудам – месторождения Аганозерское (Карелия) и Западное (Ямало-Ненецкий АО); по титану и цирконию – восточная часть месторождения Центральное (Тамбовская область) и месторождение Бешпагирское (Ставрополье); по РЗМ – месторождение Тастыгское (Республика Тыва).

– Как вы оцениваете промежуточные результаты реализации федерального проекта «Геология: возрождения легенды»?

– Выше я уже сказал, что мы добились увеличения федерального финансирования на геологоразведку. Результаты реализации проекта «Геология: возрождение легенды», с учётом цикла проведения ГРР, запланированы на конец 2024 года.

Но уже сегодня, в первый год запуска проекта, нами обеспечено проведение конкурсов и определение исполнителя работ по геологоразведке; заключение госконтрактов на проведение геологоразведки;  контроль подготовки исполнителями соответствующей проектной документации и её экспертиза.

По большинству контрактов начаты опережающие работы с сентября-октября 2022 года (мобилизация полевых партий вместе с техникой и оборудованием). То есть все работы выполняются в строгом соответствии с геологическим заданием. Первые промежуточные результаты планируется получить после обработки материалов полевых работ к концу 2023 года.

Добавлю: в целом на реализацию проекта «Геология: возрождение легенды» в федеральном бюджете предусмотрено свыше 30 миллиардов рублей. Но эффект, который мы получим, гораздо больше.

– Минприроды предлагает допустить частные инвестиции в ранние этапы геологического изучения недр. В чём смысл такого решения?

– Сегодня мы столкнулись с тем, что 95 процентов запасов полезных ископаемых распределено, добыча растёт. При этом конкурентное преимущество нашей страны в том, что территория России недоизучена.

Да, бизнес уже вкладывает порядка 450 миллиардов рублей в геологоразведку ежегодно. Но скоро спрос превысит предложение, и государственные работы не смогут покрыть разницу. Именно поэтому мы предлагаем пустить частные инвестиции в ранние этапы геологического изучения. Недропользователи готовы вкладывать в это деньги. Такое поручение дал президент по итогам Восточного экономического форума 2021 года.

Кроме того, для наращивания темпов инвестирования в геологоразведку мы предлагаем разрешить продавать поисковые лицензии. Сейчас закон это ограничивает. Продажа лицензии (но не самой компании) позволит быстрее осваивать перспективные объекты, потому что команды геологов и инвесторов – разные люди. Поисковикам интересно находить, а заниматься добычей могут другие специалисты.

Поправки в Закон «О недрах» по двум перечисленным инициативам готовы, уже рассматривались в Правительстве. Сейчас мы их доработали с учётом поступивших замечаний и представили на повторное рассмотрение.

– В отрасли активно внедряется цифровизация. В частности, сообщалось, что Минприроды подготовит электронный госкадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых нераспределённого фонда. Что ещё сделано?

– В апреле прошлого года был задан тренд на масштабную цифровизацию отрасли, старт которой состоялся с 1 января 2022-го. Уже отменены бумажные аукционы для недропользователей: теперь действуют только электронные, что существенно увеличивает прозрачность и доступность этой процедуры.

Далее, мы перевели в «цифру» все виды услуг в сфере недропользования – от подачи заявки до выдачи цифровой лицензии. И, наконец, создали единый федеральный реестр лицензий для всей страны вместо десятков разрозненных.

На этом, конечно, останавливаться рано. В рамках реформы по оптимизации и автоматизации всех государственных услуг в стране Минприроды совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ и бизнесом продолжаем детально разбирать каждую услугу в сфере недропользования на предмет вывода её на Единый портал госуслуг, ещё более существенного сокращения сроков и исключения избыточных документов.

Следующая мера – это реестр недобросовестных участников рынка, который введён в рамках борьбы с рейдерами. Не секрет, раньше были случаи, когда участки по несколько раз выставлялись на торги, а недобросовестные участники завышали разовый платёж без реальных намерений его уплатить. С 1 января 2022 года рейдеры такой возможности лишены. Во-первых, участок недр можно предоставить единственному участнику, во-вторых, право пользования можно предоставить второму участнику аукциона в случае неуплаты платежа победителем.

Напомню также, что с начала нынешнего года вступил в силу новый Порядок установления факта открытия месторождений полезных ископаемых. Документ даёт недропользователям возможность продавать свидетельства по «первооткрывательству» месторождений.

Второй этап цифровизации пройдёт в 2023 году: на очереди электронные государственный баланс и государственный кадастр. Уверен, что работу завершим в намеченные сроки.

– Значительная доля российской нефти добывается в Сибири, но оставшиеся там запасы большей частью относятся к категории трудноизвлекаемых. Какие меры принимает правительство, чтобы сделать добычу ТРИЗ рентабельной?

– Вопрос о трудноизвлекаемых запасах углеводородов действительно заслуживает особого внимания.

Первое. Ещё в 2019 году создан инструмент стимулирования вовлечения ТРИЗ в промышленное освоение. Внесены изменения в Закон «О недрах», которые позволяют получать лицензии для создания «технологических полигонов». По этому механизму уже выдано восемь лицензий.

Второе. На площадке Минприроды сформирована рабочая группа, куда мы пригласили Минфин, Минэнерго, представителей восьми нефтегазовых компаний (Роснефть, Газпром, Газпром нефть, Сургутнефтегаз, Лукойл, Татнефть, Новатэк, ИНК). Первое заседание состоялось в мае текущего года. Задача – выработать общий подход к стимулированию добычи ТРИЗ с геологических позиций, с одной стороны, и налоговых преференций, с другой.

Минфин России в целом позитивно отреагировал на нашу инициативу. Теперь стоит задача совместно сформулировать меры стимулирования, которые позволят не «сэкономить» компаниям, а обеспечат поддержку объектов с падающей добычей.

Мы также завершили работу над конкретными предложениями, которые направили на рассмотрение в Минфин и Минэнерго, готовим проведение очередного заседания рабочей группы для их обсуждения с нефтегазовыми компаниями. Это некоторые из мер поддержки, которые у Минприроды сегодня на повестке и которым мы уделяем повышенное внимание.

____

Для справки
Правительство РФ 7 октября 2021 года утвердило план развития геологии в стране до 2030 года. Проект, получивший название «Геология: возрождение легенды», разработан Минприроды РФ. Он предусматривает достижение к 2024 году 100-процентного уровня воспроизводства нефти, газа, золота, серебра, свинца, цинка и сурьмы и 75-процентного – марганца, урана, хрома и титана.
К 2030 году уровень воспроизводства нефти, газа, золота, серебра, свинца, цинка и сурьмы в России должен составить 150 процентов (то есть ресурсная база будет расти быстрее добычи). По марганцу, урану, хрому и титану этот показатель достигнет 100 процентов. Кроме того, к 2024 году должно быть открыто более 20 перспективных площадей для лицензирования твёрдых полезных ископаемых и углеводородов, а к 2030 году – более 400.

Материал подготовила: Светлана Чернозубенко