Компания «Спецгеострой» предлагает недропользователям и властям свой вариант решения спорных земельных вопросов
Недропользование – довольно сложный вид деятельности. Недостаточно просто получить лицензию: приступая к разведке и добыче полезных ископаемых, включая общераспространённые (ОПИ), недропользователь нередко сталкивается с административно-правовыми проблемами.
Общераспространённые полезные ископаемые (ОПИ) являются одним из базовых и доступных ресурсов социально-экономического развития муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Затраты на добычу и транспортировку ОПИ относительно невелики, для их добычи, как правило, не требуется внедрения сложных технологий и приобретения дорогостоящего оборудования.
С другой стороны, ОПИ используют прежде всего для создания объектов недвижимости или для местного изготовления материалов для строительства жилья, общественных и промышленных зданий, дорог и других объектов инфраструктуры. Указанные объекты капитального строительства аккумулируют значительные средства, которые должны принести доход либо производством продукции, либо налоговыми платежами, либо созданием новых производств и рабочих мест.
Очевидно, затягивание сроков строительства и сдачи объектов в эксплуатацию приводит к заметным экономическим потерям граждан, предприятий и организаций, органов местного самоуправления и государства. Поэтому устранение или снижение правовых и админи стративных барьеров на пути получения разрешений на добычу ОПИ автоматически создаёт условия для увеличения валового внутреннего продукта и социально-экономического развития поселений. Здесь время непосредственно конвертируется в блага. Поэтому законодатели и представители органов государственной исполнительной власти, а также органы местного самоуправления должны реально работать над сокращением времени и других ресурсов, затрачиваемых на выдачу разрешений на добычу ОПИ.
О них (о барьерах) не понаслышке знают в ООО «Спецгеострой», которое в 2024 году отмечает своё двадцатилетие. У томской компании хорошая деловая репутация, давние связи с партнёрами. Опытным специалистам небезразличны трудности, возникающие у недропользователей, и есть желание решать их совместными усилиями. Об этом мы говорили с генеральным директором Спецгеостроя Дмитрием Морозовым и главным маркшейдером компании Дмитрием Замараевым.
Застройка вместо карьера
Сначала – коротко о самой компании. Сегодня в ООО «Спецгеострой» собраны все специалисты, востребованные в этой сфере: горные инженеры, маркшейдеры, геологи, геодезисты, гидрологи, проектировщики. Общими усилиями они способны выполнить комплекс геологоразведочных работ, запроектировать карьер, получить весь комплект разрешительной и сопроводительной документации.
Спецгеострой занимается не только ОПИ, но и другими видами полезных ископаемых, включая нефть и газ. В частности, у компании есть опыт разработки проектной документации для строительства геодинамических полигонов на месторождениях углеводородов.
Помимо традиционных изысканий и проектирования, многопрофильное предприятие оказывает и другие услуги. В том числе это поиски и проектирование карьеров общераспространённых полезных ископаемых, а также маркшейдерское сопровождение горных работ. В настоящее время Служба главного маркшейдера Спецгеостроя ведёт более десятка карьеров по разработке гравия, песка и стороительного камня из крепких горных пород в окрестностях Томска.
Исходя из многолетнего опыта, в ООО «Спецгеострой» знают, что у небольших компаний, особенно у начинающих недропользователей, проблемы приблизительно одинаковые. Чаще всего они возникают при попытке перевести свой участок из категории сельскохозяйственного назначения в категорию промышленных земель. А чтобы приступить к добыче любых видов ОПИ, сделать это необходимо.
ходится тот или иной земельный участок, – говорит Дмитрий Замараев, главный маркшейдер ООО «Спецгеострой». – На муниципальном, да и на областном уровне зачастую разрабатывают градостроительные планы, не учитывая интересы недропользователей. Например, выясняется, что на месте лицензионного горного отвода местная администрация нарезала земельные участки для индивидуального строительства.
Собеседники приводят конкретные случаи из практики предприятий, занимающихся добычей ОПИ на территории Томского района.
В частности, столкнулась с «земельной» проблемой компания «Грос», которая не первый год добывает в пригородном районе песчаник (осадочная горная порода) и долериты (магматическая горная порода). Лицензионный участок находится в окрестностях посёлка Мирный и прежде относился к категории земель сельскохозяйственного назначения.
После безуспешных переговоров с местными властями о переводе участка в состав земель промышленности руководство ООО «Грос» обратилось в областной департамент по социально-экономическому развитию села. Были представлены все документы, подтверждающие право компании на добычу ОПИ, но, увы, недропользователь получил отказ.
В таких случаях остаётся одно – за подтверждением своих прав обращаться в суд. Правда, положительного решения гарантировать нельзя. При этом добывающая компания, которая уже вложила немалые средства в свой лицензионный участок, вынуждена простаивать, что неминуемо влечёт за собой убытки.
Подобная ситуация складывается на месторождении «Ржавцы» возле села Коларово, где находится карьер по добыче песчано-гравийной смеси и строительного песка. В селе Тахтамышево местные землеустроители размежевали садоводческие участки фактически на территории песчаного карьера (причём зная, что лицензия на добычу ОПИ уже выдана). И подобных примеров в практике Спецгеостроя немало.
Можно по-человечески понять жителей населённых пунктов. Им добывающее предприятие по соседству ни к чему, если на месте карьера можно сажать огород или собирать грибы.
Но как в таком случае развивать добычу полезных ископаемых, как разрабатывать новые участки? Они уже стоят на государственном балансе, переданы предприятию для организации деятельности по добыче, в их разработку вложены средства. Уже защищён в Ростехнадзоре план развития горных работ, подписан протокол, который предписывает недропользователю проводить горные работы и порядок их проведения в течение года. И тут приходят местные граждане, возмущаются и вызывают прокуратуру. При этом следует отметить, что прежде чем выдать лицензию государство (в лице администрации области) проводит опрос всех заинтересованных участников процесса, в том числе районных администраций, поселений и так далее, и только в случае их согласия губернатором принимается решение о выдаче лицензии на пользование недрами!
Необходимо отметить
Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляет пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформление геологического и (или) горного отвода, а также после утверждения технического проекта проведения указанных работ (статья 25.1 Закон о недрах).
Так: Статьёй 7 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах) предусмотрено, что пользователь недр, получивший участок недр для геологического изучения и (или) добычи (геологический отвод или горный отвод), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По правилам части 1 статьи 2 № 172-ФЗ для перевода земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подаётся ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
При этом законодатель в пункте 8 части 7 Закона № 172-ФЗ установил, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с добычей полезных ископаемых при наличии проекта рекультивации земель.
Таким образом, пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает, с соблюдением установленных законодательством процедур, право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода.
Необходима единая карта
– Повторю, что окончательное решение о выдаче лицензии принимается на уровне губернатора Томской области, – подчёркивает гендиректор ООО «Спецгеострой» Дмитрий Морозов. – Казалось бы, его уже никто не может оспорить, но нет. Доходит до того, что местная дума принимает свои решения, чтобы выделенные участки узаконить в собственности граждан.
Что ж, проблема актуальна, и решать её необходимо. Опытный маркшейдер Дмитрий Замараев давно занимается вопросами лицензирования недр. Зная ситуацию изнутри, наш собеседник предлагает свой вариант решения общей проблемы.
– Получая лицензию на пользование недрами, её владелец делает только первый шаг к недропользованию. Лицензия лишь позволяет приступить к выполнению требований, предъявляемых к пользователю недр на пути к разработке полезного ископаемого на участке, содержащем тот или иной вид ПИ, – поясняет Д. Замараев. – Недра принадлежат государству, которое при их освоении требует соблюдения правил, установленных законодательством РФ. Основные права и обязанности недропользователя отражены в условиях лицензирования и описаны в лицензии на пользование недрами.
Правда, при кажущейся однозначности федеральных законов существуют сферы пересечения их действия, на практике создающие путаницу. По словам Дмитрия Замараева, наиболее часто возникает противоречие между горным и земельным законодательством. Или, скорее, между подзаконными актами, когда на местах нет чёткого понимания положений действующего законодательства.
– Правовой режим земель определяется в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Соответственно, порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, – продолжает Дмитрий Замараев. – Свой отказ в предоставлении такого права администрации сельских поселений и муниципальных образований, профильные департаменты и другие органы управления обосновывают наличием Генерального плана и Правил землепользования или подобных документов, а также наличием зон объектов производственной деятельности, энергетики и связи.
Отметим: основания для отказа в переводе земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 4 Закона № 172-ФЗ. Согласно частям 4 и 8 статьи 3 того же закона исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, имеющие необходимые полномочия, обязаны принять соответствующий акт. При этом их решение недропользователь может обжаловать в суде.
По мнению нашего собеседника, в законодательной цепочке не хватает одного, объединяющего звена, которое могло бы упростить процедуру перевода из земель сельскохозяйственных в земли промышленности.
По сути, в этом процессе задействованы только федеральные ведомства: начиная от выдачи лицензии на геологическое изучение и добычу ПИ и заканчивая переводом земель из одной категории в другую. Исходя из этого, главный маркшейдер ООО «Спецгеострой» озвучивает своё предложение:
– Во всех ведомствах происходит регистрация документов, в большей части которых фиксируются координаты угловых точек рассматриваемых участков. Однако они не наносятся на единую топооснову, тем более – доступную другим государственным ведомствам.
Так, Фонд геологической информации создаёт собственную базу участков недр и свои карты месторождений (в том числе для исключения пересечения их контуров). Муниципальные образования пользуются своими землеустроительными картами. При ведении кадастра, включая публичную кадастровую карту, также не учитываются площади и контуры участков, выданных под недропользование. У Лесного фонда свои лесоустроительные карты, аналогичная ситуация и в Водном фонде…
Мы предлагаем на любом из перечисленных этапов заносить контуры участков недр на единую топооснову, обязательную и доступную для всех госструктур карту (например, в рамках Единого государственного кадастра). Это бы во многом упростило подготовку к освоению месторождений и устранило наложение участков недр на промышленные, гражданские и социальные объекты, на планы застройки, территориальные зоны и тому подобное.
Наиболее правильным вариантом было бы занесение контура выдаваемой лицензии на пользование недрами в единый кадастровый план Томской области, доступный и обязательный для всех государственных служб, сразу после принятия губернатором решения о выдаче участка недр.
Остаётся добавить: предлагаемый специалистами Спецгеостроя выход из спорной ситуации заслуживает внимания и самих недропользователей, и профильных государственных ведомств. Надеемся, это предложение всё-таки будет воплощено в жизнь.
Автор: Антонина Ленская