Назад к списку

Сергей Цивилев: «Мы отстояли угольную промышленность»

Губернатор Кузбасса 23 ноября выступил с бюджетным посланием к региональному парламенту, в ходе которого подвёл итоги за 2022 год и представил планы развития на 2023–25 годы. 


Судя по этому документу, угольный регион при поддержке бизнеса намерен активно развивать туризм и создать всесезонный курорт, входящий в ТОП-5 мирового уровня. Туристическая привлекательность, как ожидается, с одной стороны будет работать на имидж Кузбасса, а с другой – стимулировать развитие смежных отраслей (транспорт, торговля, сфера услуг, строительство и другие) и создание тысяч новых рабочих мест.

Но, конечно, глава региона немало внимания в бюджетном послании уделил базовой отрасли Кузбасса – угольной. Здесь сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, введённые антироссийские санкции стали сдерживающим фактором в развитии отрасли, но энергетический кризис 2021–2022 годов вызвал небывалый рост цен на уголь: на энергетический – в 2,2 раза, на коксующийся – в 1,7 раза. Это позволило нарастить налоговые поступления отрасли в консолидированный бюджет региона. По итогам года их, по словам Сергея Цивилева, ожидается около 120 миллиардов рублей – это в 1,8 раза больше, чем в прошлом году.

– Самое главное достижение этого года – мы отстояли угольную промышленность и угольную генерацию в России, – подчеркнул глава Кузбасса.

Сергей Цивилев рассказал, что в развитие региональной угледобычи в нынешнем году будет инвестировано около 115 миллиардов рублей, что соответствует объёмам прошлого года.

– Уголь является основой для многих сопряжённых производств – металлургии, химии, энергетики. Угольщики обеспечивают заказами предприятия машиностроения, железнодорожного транспорта, строительного комплекса. С учётом работающих в смежных отраслях от положения дел в угольной отрасли зависит около трети трудящихся Кузбасса, – рассказал губернатор.

В ближайшие три года в Кузбассе будет введено 10 новых объектов угольной отрасли, на которых создадут более трёх тысяч новых рабочих мест. Однако ни угольщикам, ни властям региона по-прежнему не удаётся решить проблему с вывозом угля в восточном направлении. Ситуация серьёзно обострилась после введения антироссийских санкций и запрета с 10 августа поставок российского угля в страны Евросоюза.

– Восточный полигон всегда был востребован, и мы постоянно об этом говорили и постоянно доказывали, а теперь он стал ещё более дефицитным. Поэтому увеличение вывоза угля в восточном направлении – важнейший вопрос, – подчеркнул Сергей Цивилев. – Мы отстаивали и будем отстаивать интересы Кузбасса на всех уровнях. Наши угольщики нашли новые рынки, выстроили новые логистические цепочки. Но по-прежнему главной проблемой остаётся вывоз угля. Для всей нашей страны и для Кузбасса приоритетными являются рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2022 году по поручению президента в восточном направлении мы должны были вывезти на экспорт за год 58 миллионов тонн угля, но вывезут РЖД в лучшем случае 48,5 миллиона тонн. В 2023 году по поручению президента в восточном направлении из Кузбасса должно быть вывезено 63 миллиона тонн угля. А РЖД нам предлагает вывезти 52,5 миллиона – это на 10,5 миллиона тонн меньше, чем указано в поручении президента. Наши угольщики в состоянии производить и продавать намного больше, – заявил Сергей Цивилев.

Ещё одна проблема может ожидать угольную отрасль уже с 1 января 2023 года – это анонсированное федеральным центром введение экспортной пошлины на уголь. В результате, как отметил губернатор Кузбасса, фискальная нагрузка на угледобывающие предприятия в регионе в 2023–2024 годах будет увеличена на 60 миллиардов рублей. В условиях санкций и роста транспортных расходов это создаст дополнительные трудности для развития угледобывающих предприятий. Региональный бюджет недополучит порядка 10,2 миллиарда рублей. Сергей Цивилев подчеркнул, что в первом чтении проекта закона «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов» эта пошлина запланирована. В связи с этим на всех возможных площадках кузбасские власти пытаются вести активную работу с Правительством РФ, Министерством финансов и Министерством энергетики России, чтобы не допустить её введения.

Автор: Александр Пономарёв