Назад к списку

«Шире, чем Кузбасс! Глубже, чем Уголь!»

Под таким девизом прошла международная выставка, отразившая сегодняшний день и перспективы развития отрасли

С 6 по 9 июня в Новокузнецке уже в 31-й раз прошла международная специализированная выставка технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг 2023». Это – главное отраслевое событие, посвящённое технологиям горных разработок, которое объединяет ключевые компании отрасли и оказывает большое влияние на процесс развития угольных предприятий страны. 


Новые лица

«Уголь России и Майнинг» – единственный в России проект, объединяющий все отрасли промышленности, связанные с угледобывающим сектором экономики. Организаторы называют эту площадку уникальной: на ней демонстрируются новейшие технологии, открываются новые горизонты для сотрудничества различных компаний.

В этом году посетителям выставки сразу бросалось в глаза обилие новых иностранных брендов, пока ещё мало знакомых широкому кругу посетителей выставки не из числа узкопрофильных специалистов. Впрочем, в этом не было ничего удивительного: новички активно стремились занять места ушедших из-за санкций гигантов угольной отрасли и машиностроения. В результате площади экспозиции были по сравнению с прошлым годом увеличены на 20 процентов, на них разместили порядка 5 000 единиц промышленной техники, оборудования и материалов. Среди участников – 638 компаний, из которых 120 представили свои экспозиции впервые. Из зарубежных стран были представлены Китай (103 компании – для сравнения: в прошлом году было только десять), Беларусь, Индия, Италия, Турция, также российские коллеги представляли продукцию фирм из Германии, США, ЮАР. Выросло число участников и от России. Опять же для сравнения – в прошлом году в Новокузнецке была 461 компания.

В этом году выставка проходила под девизом «Шире, чем Кузбасс! Глубже, чем Уголь!». С учётом того, что за тридцать с лишним лет своего существования на новокузнецкой земле – а форум только единственный раз, три года назад, вынужденно не состоялся из-за пандемии коронавируса – выставка стала визитной карточкой южной столицы Кузбасса, и на этот раз было решено её приурочить к очередному юбилею города – в июле Новокузнецк отметит 405-ю годовщину со дня основания.

Все дни проведения его участников и посетителей по традиции ждала насыщенная деловая программа: научно-практические конференции, круглые столы, семинары, презентации.

На торжественном открытии губернатор Кузбасса Сергей Цивилев отметил, что, несмотря на вызовы времени, российские предприятия продолжают развиваться, открываются новые возможности для бизнеса, который вносит ценный вклад в развитие отечественной горнодобывающей промышленности:

– Сегодня расширение производства нашей продукции – один из ключевых факторов развития, залог устойчивости и конкурентоспособности нашей экономики. Главным трендом выставки «Уголь России и Майнинг» стало увеличение спектра горно-шахтного оборудования российских производителей. Прошлый год показал, что именно в условиях санкционного давления и ухода отдельных зарубежных игроков из нашей страны отечественные компании получили дополнительный стимул для роста и расширения рынков сбыта собственной продукции. Я ставлю всем задачу создать программу развития минимум на десять лет, потому что многие производства уходят со сроком окупаемости на пять, семь лет и более, и должен быть создан отраслевой заказ, все предприятия Кузбасса должны подать заявку в НОЦ Кузбасс по годам, сколько в каждый год им нужно таких-то машин, механизмов, сколько им нужно людей подготовить. В соответствии с этим отраслевым заказом будут отданы поручения: Министерству науки – разрабатывать необходимую технологию, промышленности – выпускать по этим графикам машины и оборудование, Министерству образования – готовить специалистов.

На смену «импортозамещению» – «технический прорыв»

Кроме того, в ходе выступления на открытии губернатор с учётом реалий сегодняшнего дня предложил переосмыслить терминологию, которой привыкли пользоваться, и всё с нею связанное:

– Во время обхода выставки я несколько раз услышал слово «импортозамещение». Таких слов больше не должно быть. Какое импортозамещение, когда у нас импорта нет – у нас остался импорт только из дружественных стран. Поэтому у нас должен быть новый подход: должно быть слово примерно такое – «технологический прорыв». И мы обязаны с вами выполнять поручение Президента России Владимира Путина о технологическом суверенитете нашей страны. Нам требуются новые подходы в развитии. Кузбасс – единственный регион, у которого есть программа развития на 50 лет вперёд, утверждённая Правительством РФ и принятая в качестве Закона Кузбасса.

Правда, участники форума к новому термину привыкнуть не успели, и предпочитали говорить, что называется, по старинке. Как, к примеру, представители знаменитого «БелАЗа», презентовавшие импортонезависимый 220-тонный карьерный самосвал «БелАЗ-75304». Точнее, почти импортонезависимый. Главная фишка машины – новый российский дизельный двигатель на 2400 лошадиных сил. Но там пока ещё есть доля импортных комплектующих, которые поставляются из дружественных стран.

Тема импортозамещения стала одной из важнейших и на прошедшем в рамках «Угля России и майнинга» заседании комиссии Госсовета по направлению «Энергетика».

Принявший участие в работе заместитель министра энергетики Сергей Мочальников сообщил, что Минэнерго и Минпромторг подготовили перечень технических заданий на 78 позиций горного оборудования. При этом он настаивал на том, чтобы в создании участвовали и сами угольщики: 

– Важно, чтобы угольные компании принимали участие в подготовке конструкторской документации и испытания указанного оборудования. Предприятия наработали номенклатуру из более 400 запасных частей и комплектующих, которые производятся для поддержания работы импортного оборудования.

Видимо, эти данные позволили замминистра обобщить: «Угольные предприятия ведут активную работу по достижению технологического суверенитета». По его информации, добыча угля в России по итогам пяти месяцев превысила 162 миллиона тонн, экспорт – 83 миллиона тонн, что выше показателя аналогичного периода 2022 года на два процента и 1,9 соответственно.

Проблема, однако, в том, что сейчас российский углепром до сих пор очень сильно зависит от зарубежных производителей. Так, на январь нынешнего года импортного производства были 100 процентов многоковшовых экскаваторов, 99,6 процента дизелевозов, 93 процента погрузчиков и 80 процентов комбайнов. Наименее импортозависимыми позициями являются: ленточные конвейеры (10,8 процента), скребковые конвейеры (6,6 процента). А вот вагонетки и толкатели в отрасли – все отечественные.

Так, главный механик АО «СУЭК» Александр Стебнев сообщил, что доля импортной техники в компании на подземных работах составляет практически 100 процентов, на открытых – 50, поэтому есть сложности с обслуживанием импортного оборудования и с сокращением предложений на рынке высокопроизводительного оборудования и комплектующих.

Неудивительно, что на совещании прозвучало предложение руководителя одной из кемеровских компаний обязать всех потребителей РФ покупать продукцию отечественного машиностроения, и лишь при отсутствии таковой разрешать покупать технику в дружественных странах.

А замминистра предложил создать в Кузбассе испытательный центр для проверки российского оборудования на промышленную безопасность. Эта идея была тут же поддержана губернатором Сергеем Цивилевым.

Восточный вектор развития 

Также участники заседания рассмотрели итоги вывоза угольной продукции в восточном и западном направлениях за пять месяцев текущего года. 

Для губернатора Кузбасса в последние годы – это очень чувствительная тема. Вот и сейчас он отметил, что снижение объёмов отгрузки угольной продукции отрицательно влияет на налоговые поступления в бюджеты, занятость и социально-экономическую обстановку угледобывающих регионов. Ситуация усугубляется снижением цен на уголь:

– По поручению президента в 2022 году из Кузбасса должны были вывезти 58 миллионов тонн угля, а вывезли 48 миллионов тонн, на 10 миллионов тонн меньше. В 2023 году должно быть вывезено 63 миллиона тонн, а по соглашению гарантированный вывоз составляет 53 миллиона тонн. А это ещё минус 10 миллионов тонн.

При этом, по словам Сергея Цивилева, РЖД принимают на погрузку только 60–70 процентов от согласованных объёмов. Год назад ещё можно было говорить про высокие цены и какое-никакое окошко в Европу. Но с апреля 2023 цены на уголь на западе и востоке снизились в 1,5 раза. Невывоз угля отрицательно влияет на налоговые поступления, занятость и социально-экономическую обстановку.

Как было отмечено на совещании, по итогам первого квартала 2023 года большинство угледобывающих регионов столкнулись с серьёзной проблемой невывоза угля в восточном направлении. Во втором квартале ситуация выправляется, но ещё остаётся сложной.

К слову, во время работы «Угля России и Майнинга» появилась статья заместителя Председателя Правительства РФ Александра Новака, где была затронута и тема восточного направления. По его информации, поставки угля в Индию с 2021 увеличились в три раза, до 20 миллионов тонн, а поставки в Китай за 2022 взлетели на четверть – до 67,1 миллиона тонн. Для наращивания торговли углем рассматривается проект межправительственного соглашения с Китаем о сотрудничестве в угольной сфере. Документ предусматривает возможность поставки угля и продуктов его переработки в КНР в объёме не менее 100 миллионов тонн в год. Одним из перспективных направлений также будет Вьетнам, где прогнозируется рост импорта угля для удовлетворения внутреннего промышленного спроса.

Зелёный и индустриальный

В рамках выставки «Уголь России и Майнинг» прошёл круглый стол «Экономика, экология, люди: основа развития городов», в ходе которого Новокузнецк первым в России присоединился к Хартии устойчивых городов.

Документ разработан госкорпорацией ВЭБ.РФ – как было заявлено, с опорой на неравнодушных горожан и человеческие ценности. 

Как ожидается, это даст возможность городу улучшить качество жизни для его населения благодаря внедрению принципов устойчивого развития, а также привлечь крупных инвесторов. В результате Новокузнецк должен стать первым зелёным индустриальным городом с наиболее высокими экологическими стандартами.

Главный управляющий партнёр по городскому развитию ВЭБ.РФ Ирина Макиева отметила, что, присоединяясь к хартии, город соглашается содействовать повышению качества повседневной жизни горожан, внедряя во все свои проекты и инициативы принципы устойчивого развития, в основе которых экологическая, социальная и управленческая ответственность.

Первым российским мэром, подписавшим хартию, стал глава Новокузнецка Сергей Кузнецов. Он особо подчеркнул, что городу необходимы изменения в экологической сфере:

– Мы должны меняться сами и менять своё отношение к тому, где мы живём. Новокузнецк всегда был городом-заводом. Но мы поняли, что нарушили гармонию. Экология – это не про то, что в воздухе и в воде, а то, что в наших мыслях. Настало время договариваться.

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев напомнил, что Новокузнецк изначально планировался не только как город-завод:

– Новокузнецк строили удивительные люди, которые создавали одновременно и современную промышленность, и старались сделать город-сад – стремились совместить заводы с комфортной средой. И мы до сих пор пользуемся этой инфраструктурой. Здесь мы продолжим делать город мечты, как и хотели наши отцы и деды.

Принципы устойчивого развития направлены на внедрение и продвижение ESG-повестки в городах России. Её три основных кита – окружающая среда, социальное благополучие, качественное управление.

Автор: Александр Пономарёв