В Кемерове обсудили перспективы развития угольной промышленности до 2050 года
Под руководством бывшего губернатора Кемеровской области, а ныне министра энергетики РФ Сергея Цивилева в администрации правительства Кузбасса прошло совещание по угольному разделу Энергостратегии-2050. В ней прописаны чёткие задачи для угольщиков по объёмам внутреннего потребления и экспорта угля.
С прицелом на годы вперёд
Один из главных посылов – потребность в угле сохранится на многие годы. При этом предполагается исходить сразу из трёх возможных сценариев.
Целевой сценарий предполагает рост добычи угля к 2036 году до 523,9 миллиона тонн, или плюс 19,4 процента относительно 2023 года, а к 2050 году – до 600,5 миллиона тонн, это плюс 37 процентов. Экспорт к 2036 году – 269 миллионов тонн, плюс 26,6 процента, экспорт к 2050 году – 350 миллионов тонн, плюс 64,7 процента.
Инерционный: добыча к 2036 году – 470,1 миллиона тонн, плюс 7,2 процента, добыча к 2050 – 486,4 миллиона тонн, плюс 10,87 процента, экспорт 2036 – 255 миллионов тонн, плюс 20 процентов, экспорт 2050 – 310 миллионов тонн, плюс 45,9 процента. И стресс-сценарий: добыча 2036 – 389,9 миллиона тонн, минус 11,1 процента, добыча 2050 – 286,6 миллиона тонн, минус 34,7 процента, экспорт 2036 – 155 миллионов тонн, минус 27 процентов, экспорт 2050 – 100,5 миллиона тонн, минус 52,7 процента.
Как отметил Сергей Цивилев, при существующих потребностях в электроэнергии необходимо создавать новую современную генерацию. Рабочая версия документа была разослана всем регионам.
Среди главных мер по поддержке экспорта выделяются: расширение провозной способности Восточного полигона, развитие портовой инфраструктуры, оптимизация транспортной логистики, стабильные фискальные условия.
Напомним, что сегодня угольная генерация в Сибири занимает в общем объёме генерации более 82 процентов.
Базовый сектор должен развиваться
В мероприятии приняли участие представители Минтранса, Ростехнадзора, правительств угледобывающих регионов, ОАО «РЖД», а также угольные компании.
Губернатор Кузбасса Илья Середюк отметил, что стратегия поможет угольщикам построить свои долгосрочные инвестиционные программы, необходимые для развития предприятий. Угольная промышленность – это базовый сектор экономики Кузбасса, она формирует 40 процентов налоговых доходов. Несмотря на внешние ограничения угольная отрасль Кузбасса продолжает развиваться. Строятся новые угледобывающие предприятия, обогатительные фабрики, планомерно обновляются производственные мощности.
Кроме того, в ходе совещания рассмотрели тарифы на перевозку угля железнодорожным транспортом.
Сергей Цивилев уточнил, что Минэнерго считает важным заключение соглашений на 2025 год о вывозе угольной продукции со всеми угледобывающими регионами, имеющими такие соглашения на 2024 год, а также создать новые на Северо-Запад и Юг для того, чтобы угольные компании могли планировать свою работу в следующем году. Также Минэнерго совместно с другими федеральными ведомствами и РЖД прорабатывается сбалансированная позиция по вопросу тарифа на перевозки угля железнодорожным транспортом.
Отметим, что в последние пару месяцев в интернет утекли (или были специально слиты) несколько писем из разряда «для внутреннего пользования», касающихся тарифной политики.
Так, главы угледобывающих регионов попросили правительство РФ вернуть скидки на перевозку угля по железной дороге. Губернаторы Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области обратились с соответствующим письмом к премьеру Михаилу Мишустину. Они просят восстановить отменённые в 2022 году скидки к тарифам РЖД на перевозку угля, а также ограничить рост тарифов монополии в 2025 году уровнем «инфляция минус 0,1 процентных пункта». По мнению губернаторов, высокая стоимость перевозки угля приводит к сокращению поставок за рубеж. Например, предприятия Кузбасса, на которых работает более 30 тысяч человек, уже вынуждены сокращать добычу и отгрузку угля, не исключена и вероятность приостановки работы, говорится в документе. Однако к этому мнению не прислушались. Как стало известно, грузовой тариф вырастет на 13,8 процента, а льготные коэффициенты 0,4 и 0,895 для дальних перевозок экспортного угля были отменены окончательно.
Прогноз кузбасских властей оптимизмом по поводу цен на уголь тоже не отличается: так, выступая на публичных слушаниях по проекту бюджета на 2025 год в региональном парламенте, министр финансов Игорь Малахов отметил, что мировые цены на ресурс падают уже второй год подряд. В январе – октябре 2024 года, по словам Малахова, энергетический уголь подешевел в среднем на 12 процентов, до 106 долларов за тонну, а коксующийся – на 13 процентов, до 248 долларов за тонну. Он добавил, что в январе – октябре 2024 года прибыль угольных компаний Кузбасса снизилась в 4,1 раза, с 215 миллиардов рублей до 52 миллиардов.
При этом губернатор Кузбасса, когда касается угольной тематики в целом, продолжает сохранять оптимизм. Что лишний раз подтвердил в ходе Российской энергетической недели, проходившей в Москве в конце сентября нынешнего года.
Илья Середюк отметил, что потребление угля в мире продолжает расти, причём в значительной степени это обеспечивается за счёт Китая и Индии. Обе эти страны – крупные потребители угля и продолжают увеличивать его долю в своём энергетическом балансе, поскольку он один из самых доступных, надёжных и дешёвых энергоресурсов.– Уголь будет продолжать играть важную роль в мировой экономике, и угольная промышленность остаётся перспективной отраслью на рынке энергоресурсов. Уверен, спрос на уголь в ближайшие 20–30 лет не уменьшится, а будет только расти, – подчеркнул Илья Середюк.
В этих реалиях не удивляет, что в Кузбассе продолжают заявлять о новых проектах, которые должны способствовать развитию угольной отрасли.
К примеру, в октябре было объявлено, что в регионе может появиться всероссийский испытательный полигон горно-шахтного оборудования. Если удастся найти 60 миллиардов рублей. С помощью, конечно, федерального центра. А ранее кузбасские учёные в сотрудничестве с коллегами из Донецкой Народной Республики начали комплексную работу по созданию комбайна для угледобычи. Ранее покупали подобное оборудование в Польше, Турции и Германии.
– Наши угольщики приобретают ежегодно порядка 30 таких комбайнов, то есть спрос на это оборудование достаточный. Следующим этапом можно будет разрабатывать отдельную программу на проектирование и создание практически любой техники, необходимой угольным компаниям: бульдозеры и экскаваторы разной мощности и производительности и так далее, – подчеркнул губернатор Кузбасса.
Автор: Александр Пономарев