Back to the list

По пути импортозамещения

В Кузбассе взяли курс на создание в регионе собственного очистного комбайна


В начале августа в администрации Правительства Кузбасса прошло совещание, на котором обсудили возможность создания в регионе собственного очистного комбайна для добычи угля. Участниками встречи стали машиностроители, учёные и крупнейшие компании, ведущие добычу угля подземным способом.

Заместитель губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов в ходе совещания отметил, что было бы неплохо создать импортонезависимый очистной комбайн для добычи угля. Он добавил, что сегодня этой отрасли в России не существует – все комбайны импортные. Но в этом и беда: 

– В связи с санкциями ведущие мировые производители перестали поставлять свою продукцию российским компаниям, часть из которых сразу переключилась на Китай. Но все понимают, что это временное решение – заниматься замещением одного импорта другим в перспективе, мягко говоря, малоэффективно.

Директор ООО «ПК «Юргинский Машзавод» Виктория Мирошниченко в своём докладе отметила, что предприятие готово создать новый комбайн в соответствии с современными требованиями к такому оборудованию. Для того, чтобы разработать все документы, построить и провести испытания промышленного образца, нужно 2,5 года и соответствующие инвестиции, так как собственных средств у предприятия нет.

Решение проблемы предложила директор НОЦ «Кузбасс» Ирина Ганиева. Она рассказала, что в рамках комплексной научно-технической программы «Чистый уголь – зелёный Кузбасс» развитие машиностроения для угледобывающей отрасли – один из приоритетов. Поэтому возможно получение федерального финансирования на изготовление промышленного образца при выполнении определённых условий, одно из которых – наличие конкретного потребителя, который будет готов приобрести созданное в результате оборудование.

Заместитель генерального директора ООО «ПТК «Уголь» Александр Иванов напомнил, что ещё в 2019 году на «Юрмаше» специально для шахты «Грамотеинская» был выпущен комбайн нового поколения для средних пластов «К750Ю». Он должен был снизить затраты при добыче угля. Проект готовился в рамках государственной программы по импортозамещению и повышению конкурентоспособности продукции отечественного производства.

Как отмечалось четыре года назад в пресс-релизе предприятия-производителя, конструирование комбайна велось с учётом всех действующих норм и правил безопасности, в соответствии с ужесточёнными требованиями национальных стандартов Российской Федерации, а также при тесном сотрудничестве с угольными предприятиями.

По словам Александра Иванова, горняки были довольны работой комбайна, но в процессе эксплуатации были обнаружены некоторые проблемы, устранить которые вполне реально. В результате получится хороший очистной комбайн кузбасского производства, который будет востребован на шахтах. И времени на доработку существующей машины нужно куда меньше, чем на создание новой.

По результатам обсуждения Андрей Панов рекомендовал руководству ООО «ПК «Юргинский Машзавод» совместно с представителями НОЦ «Кузбасс» проработать варианты сотрудничества по выпуску оборудования с каждой угледобывающей компанией Кузбасса индивидуально:

– Китайские производители показывают чудеса быстроты и находчивости, предлагая массу коммерческих предложений с готовой продукцией, но нам нужно оборудование отечественного, кузбасского производства. Понятно, что получим мы его не завтра, но лучше набраться терпения и наладить собственное производство, чем пойти по простому пути, сменив одного импортного поставщика на другого.

Стоит напомнить, что позитивный опыт по реализации планов по импортозамещению для угольной отрасли в регионе уже есть.

Накануне прошлогоднего Дня Шахтёра пресс-служба администрации Правительства Кузбасса сообщила о том, что на одной из шахт запускают в работу первый импортозамещённый проходческий комбайн совместного производства предприятий Кузбасса, Томска и Донецкой Народной Республики. Эта горная техника – совместный продукт Ясиноватского машиностроительного завода (Ясиноватая, Донецкая Народная Республика), Кузбасского электромашиностроительного завода («ТоргИнвест», Кемерово) и компании «Ильма» (Томск).

Автор: Александр Пономарёв