Назад к списку

Песок дороже золота

Почему доступные природные ресурсы становятся недоступными 


Томская компания «Спецгеострой» предлагает недропользователям и властям свой вариант решения спорных вопросов, связанных с недропользованием, в том числе при получении лицензии на пользование недрами. 

Общераспространённые полезные ископаемые (ОРПИ) являются одним из базовых и доступных ресурсов социально-экономического развития муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Затраты на добычу и транспортировку ОРПИ относительно невелики; для их добычи, как правило, не требуется внедрения сложных технологий и приобретения дорогостоящего оборудования.

Затягивание сроков строительства и сдачи объектов в эксплуатацию приводит к заметным экономическим потерям граждан, предприятий и организаций, органов местного самоуправления и государства. Поэтому устранение или снижение правовых и административных барьеров на пути получения разрешений на добычу ОРПИ автоматически создаёт условия для увеличения валового внутреннего продукта и социально-экономического развития поселений. 

Давайте разбираться

Месторождения общераспространённых полезных ископаемых находятся на государственном балансе. Но взять на их разработку разрешение, даже получив лицензию, не всегда представляется возможным. Возникает вопрос: почему? Давайте разберёмся.

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

– разовые платежи за пользование недрами при наступлении определённых событий, оговорённых в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;

– сбор за участие в конкурсе (аукционе);

– регулярные платежи за пользование недрами.

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определённых событий, оговорённых в лицензии (статья 40 Закона «О недрах»).

Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем 10 процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчёте на среднегодовую мощность добывающей организации.

Методика расчёта минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона «О недрах» приказом Минприроды РФ № 242, Роснедра 01 от 31.03.2022 установлена «Методика расчёта минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами». Методика предполагает расчёт по формуле:

РПстарт = РП мин X Кинт 

Поясним: 

– РПстарт – размер стартового платежа, рассчитывается для каждого вида полезного ископаемого на участке и суммируется. 

– Кинт – интегральный поправочный коэффициент, характеризующий участок недр (для Томской области – низкий риск).

– РПмин – минимальный размер стартового платежа за пользование недрами. Определяется по формуле: РП мин = НДПИ год X П. 

Здесь НДПИ год – расчётная величина суммы налога на добычу полезных ископаемых (расчётная величина суммы налога). Величина П для участков недр местного значения устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в пределах от 0,1 до 1,0.

Дальше начинается самое интересное.

Наш субъект Федерации – Томская область – ставит максимальный коэффициент, причём для ОРПИ. Это не золото, не алмазы, не платина; это песок, гравий, торф, глина и тому подобное. Для неглубоких с большими запасами (значит, с большой площадью) месторождений суммы получаются астрономические.

Платежи – неподъёмные

Для примера возьмём месторождение песчано-гравийных материалов (ПГМ) «Вершининское». Там в соответствии с протоколом ТКЗ № 18 от 23.06.2011 г. на государственном балансе на 2011 год находится 30 752,7 тысячи квадратных метров. Если орган лицензирования Томской области выставит РП по 10 рублей за один кубометр, это уже будет 307,527 миллиона рублей (хотя явно будет не 10 рублей за кубометр, а больше). Сумма для большинства недропользователей, желающих проводить разработку ПГМ, неподъёмная.

Кроме того, для внесения этой суммы в бюджет Томской области в качестве разового платежа недропользователь должен иметь на счету в банке троекратную сумму от вносимой в качестве РП.

Но и это не всё. С момента последнего пересчёта запасов изменились законы (так, в 2012 г. был принят Водный кодекс РФ), построена инфраструктура, образовались поселения и тому подобное.

В соответствии с Водным кодексом определены водоохранные зоны. Теперь все осерёдки (наносные отложения в русле реки, не примыкающие к берегу. – Прим. ред.) на Томи названы островами и находятся в водоохранной зоне. Следовательно, они исключены из добычи и являются обременением, как и береговая полоса. Но из подсчёта запасов эти площади (объёмы запасов под ними) никто не исключал. Они также входят в РП, за них нужно заплатить. 

И совсем непонятный факт. Месторождение «Вершининское» расположено в русле Томи. По странному стечению обстоятельств (скорее всего, это кадастровая ошибка) в центре русла реки находится земельный участок площадью три сотки с кадастровым номером 70:14:0100040:310. Он относится к землям сельскохозяйственного назначения, что является препятствием для проведения аукциона на лицензирование участка недр. Исправить эту ошибку могут только госорганы власти, которые с 2022 года безрезультатно ведут между собой переписку. 

Другой пример – история с месторождением торфа «Гусевское», расположенным в Шегарском районе. Оно было выставлено на аукцион 16.02.2024 г. на право пользования участком недр с целью разведки и добычи торфа сроком на 10 лет. Площадь – 338,945 квадратных километров. Запасы торфа в границах участка недр: по категории А – 41 821 тысяча тонн; по категории В – 8 665 тысяч тонн; по категории С1 – 1 925 тысяч тонн; по категории С2 – 17 383 тысячи тонн; забалансовые – 4 302 тысячи тонн. Размер госпошлины за выдачу лицензии – 7 500 рублей; размер сбора за участие – 56 629 рублей. 

Итак, начальная цена: 1 153 721 051,00 рублей (НДС не облагается).

Шаг аукциона: 115 372 105,10 рублей (10 процентов).

Вид торгов: продажа права пользования участком недр.

Иное: Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 № 2499, электронная площадка.

Вполне ожидаемо аукцион не состоялся, ведь это не литий или золото – это обычный торф!

К сожалению, таких случаев в сфере лицензирования месторождений ОРПИ на территории Томской области немало. Есть целый ряд небольших компаний, которые хотели бы, но не могут развиваться из-за непомерных аппетитов чиновников, имеющих отношение к лицензированию участков.

Подобную политику в сфере лицензирования ОРПИ никак нельзя считать разумным государственным подходом. Это, по меньшей мере, недальновидно, поскольку на таких лицензионных условиях недропользователи не будут вкладывать средства в освоение томских недр.

Решать проблему совместно 

Компания «Спецгеострой» предлагает недропользователям и властям свой вариант решения данных вопросов на стадии получения лицензии на пользование недрами.

Первое. На наш взгляд, правильным было бы позволить на стадии лицензирования разделять большие однородные неглубокие месторождения (торфа, глины, ПГМ и прочих) на сравнительно небольшие участки, удобные недропользователю, где он готов начать освоение. Например, так делается по углю в Кузбассе и по камню в Тюменской области. При этом следует провести пересчёт запасов выделенного участка и отделить его от оставшихся в нераспределённом фонде. 

Второе. Из участка лицензирования нужно исключать площади, а значит, и запасы под ними, оказавшиеся по каким-то причинам в зонах отчуждения. К таким зонам могут быть отнесены водоохранные зоны рек, озёр, болот, ручьёв и прочее. Исключать объекты инфраструктуры (дороги, ЛЭП, трубопроводы, территории населённых пунктов и другое). Исключать заповедники, заказники, особо ценные леса, земли и прочее. Но не просто наложить запрет на разработку на этих площадях, а исключить запасы ПИ из лицензионного соглашения, перевести их в забалансовые запасы.

Третье. Необходимо дать возможность заинтересованным организациям или госструктурам исправлять очевидные ошибки, которые являются основанием к отклонению при лицензировании участка недр.

Наконец, четвёртое. Есть смысл поработать с коэффициентами. Размер разового (стартового) платежа за пользование недрами должен быть приемлемым, подъёмным для среднего недропользователя. Относительно ОРПИ сумма может составлять от одного до 10 миллионов рублей, но никак не сто миллионов. Такой разовый платёж не осилит ни один недропользователь, поскольку разработка станет для него невыгодной. 

На стадии лицензирования законодатели, представители органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления и, конечно, недропользователи должны каждый со своей стороны поработать над сокращением недочётов и улучшением инвестиционной привлекательности недропользования, а также над сокращением времени и других ресурсов, затрачиваемых на выдачу разрешений (лицензий) на добычу ОРПИ. 

Общераспространённые полезные ископаемые – это базовые и доступные ресурсы социально-экономического развития. Их можно – да просто необходимо! – включать в хозяйственный оборот. 

Дмитрий Замараев, главный маркшейдер ООО «Спецгеострой»