Самый восточный регион России делает ставку на передовые технологии
Тысячи километров отделяют Сахалин от центральной части России, но для тех, кто связан с нефтегазовым комплексом, он во многих отношениях близок. Именно там много лет назад стартовали отечественные шельфовые проекты, изменившие специфику всей отрасли. Вот и Дальневосточный энергетический форум «Нефть и газ Сахалина», который 2–4 октября прошёл здесь в 28-й раз, вновь собрал ведущих её представителей, федеральных чиновников и ключевых экспертов. Прошёл он в новом формате – сразу на нескольких площадках с расширенной деловой программой, включавшей 30 тематических сессий. Большой интерес вызвала у специалистов и приуроченная к нему масштабная выставка. Точнее, три объединённых общей идеей экспозиции в крытых павильонах прямо у здания регионального правительства.
Убедительная иллюстрация
Сахалинская область, где сосредоточены большие запасы углеводородов, по праву считается одним из богатейших регионов России. Число открытых здесь месторождений нефти и газа (не считая других полезных ископаемых), часть которых находится в шельфовой зоне, перевалит скоро за сотню. Их извлекаемые запасы оцениваются, соответственно, в 618 миллионов тонн и 2,1 триллиона кубометров. Доля добываемого сырья в отраслевой структуре пока не очень велика, но тенденция её роста просматривается отчётливо. Растёт и доля производимого на Сахалине сжиженного природного газа в экспортных поставках России (прежде всего в страны Азиатско-Тихоокеанского региона).
Углеводороды остаются основной статьёй сахалинского экспорта, и география их поставок расширяется. Теперь это не только Китай, Япония и Южная Корея – в последнее время к этим странам присоединились Таиланд, Сингапур и Индонезия, тоже заинтересованные в сахалинской нефти и СПГ.
Первое в России предприятие по сжижению газа действует на «острове сокровищ», как теперь нередко называют этот далёкий край. А два главных проекта нефтегазового комплекса региона, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, «Сахалин-1» и «Сахалин-2» (оба, кстати, подхватили российские операторы), позволили добыть в 2023-м с использованием морских нефтегазовых платформ 11,3 миллиона тонн нефти, что на 37 процентов больше уровня предыдущего года.
Потенциал того и другого проекта немалый, считает глава региона Валерий Лимаренко, который привёл эти данные на форуме «Нефть и газ Сахалина-2024». Губернатор добавил при этом, что и в текущем году они демонстрируют устойчивый рост. Благодаря такой стабильности Сахалинская область входит в пятёрку лидирующих нефтедобывающих регионов страны.
Операторы шельфовых проектов региона, естественно, тоже приняли участие в деловой части форума. И уверенно заявили о себе на выставке. Свою продукцию там представили на площади свыше двух тысяч квадратных метров более 30 энергетических компаний России. А именно: «умное» оборудование и датчики, автоматизированные системы и цифровые платформы, другие прорывные технологии. Эти новинки, которые уже применяются в деле или вот-вот будут опробованы на промыслах, иллюстрировали возможности отечественных разработчиков как нельзя лучше. Они убеждали, что нефтегазовая отрасль края прошла без малого за сотню лет огромнейший путь – от первой деревянной нефтяной вышки до шельфовых проектов мирового уровня. И превратилась в признанный центр добычи углеводородов, где применяются многие передовые технологии, увидеть которые жители острова могли в эти дни прямо в центре Южно-Сахалинска.
– Наш регион стал первым в России, где началось освоение шельфовых месторождений, – напомнил губернатор области. – И вот уже 30 лет наши шельфовые проекты являются основой развития энергетического комплекса региона и всего Дальнего Востока. А будущее отрасли мы связываем с глубокой переработкой сырья и созданием мощной технологической базы для реализации новых проектов, а также создания крупного транспортно-логистического хаба.
Оправа для жемчужины
Обеспечение технологической независимости отрасли (включая импортозамещение и цифровизацию), развитие нефтегазопереработки и сервисных услуг, укрепление кадрового потенциала компаний и снижение углеводородного следа - таков неполный перечень основных вопросов, довольно значимых в свете текущих геополитических изменений и мировых трендов, которые обсуждались на форуме. На это обратил внимание, обращаясь к его участникам с приветственным словом, вице-премьер Александр Новак.
В свою очередь Ирина Окладникова, первый заместитель главы Минфина РФ, отметила исключительно важное значение Сахалина с геополитической, стратегической и экономической точек зрения, назвав его настоящей жемчужиной Дальнего Востока.
Сегодня, когда идёт структурная трансформация отечественной экономики, экспортные и технологические возможности региона существенно вырастают, подчеркнула она. Причём речь идёт не только о востребованном сырье, которое там добывается. Немалую роль играют и такие наукоёмкие направления работы, как водородная энергетика, использование ресурсов Мирового океана, обогащающих научно-технологический потенциал России, которые тоже требуют совершенствования.
Ещё и по этой причине власть и бизнес должны наметить сегодня ключевые векторы развития отрасли в условиях меняющегося мироустройства. И решить, как российская энергетика ответит на возникающие вызовы, за счёт чего она усилит свои позиции на глобальной арене, сказала заместитель министра.
Ну а главную тему форума «Нефть и газ Сахалина-2024» его организаторы обозначили так: «Восточный форпост энергетической отрасли: технологические приоритеты и новые цели». В рамках встречи прошло больше 100 мероприятий по таким ключевым разделам, как сервисы и технологии на шельфе, логистика и международное сотрудничество, переработка сырья и другим.
Программа форума также впервые включала молодёжный трек. Молодые инженеры поделились мнением о развитии в России так называемых гибких компетенций. По поводу образования (на Сахалине началось строительство современного университетского кампуса) и особенностей формирования в регионе кадрового резерва.
Всё это очень важно с учётом развития на Сахалине энергетических проектов в условиях санкционных ограничений. В выигрыше здесь оказывается тот, кто умеет, как в шахматах, просчитывать шаги участников рынка, прозвучало на форуме.
Кирилл Молодцов, член комиссии по развитию топливно-энергетического комплекса при Президенте РФ, упомянул на пленарном заседании проект моста, который соединит остров с материком. Сооружение транспортного перехода через пролив Невельского от мыса Лазарева на материковой части до Сахалина оценивается в 433 миллиарда рублей. Но экономическая его целесообразность такова, что он может окупиться не за 15–20 лет, а гораздо раньше, считают специалисты. Принимая во внимание смещение экспортных потоков из России на восток и близость сахалинского форпоста к новым рынкам сбыта, в это нетрудно поверить.
Водород на Курилах
Выгодное географическое положение Сахалина – ещё один повод рассуждать о нём как о динамично развивающемся регионе, удобном для качественной жизни миллионов людей, полагает руководитель области Валерий Лимаренко. Очередное тому подтверждение – открытие в рамках форума Сахалинского нефтегазового индустриального парка. Оператор проекта «Сахалин-2» подготовил его первую очередь при поддержке правительства области на большом (свыше 70 гектаров) участке. Для чего? Чтобы локализовать мощности для освоения новых шельфовых месторождений и оказания нефтесервисных услуг, создав там новые рабочие места и увеличив налоговые поступления в казну региона.
В индустриальном парке расположились офисы предприятий, лаборатории, склады и базы, обеспеченные электроэнергией, коммуникациями и другой инженерной инфраструктурой. Производители рассчитывают освоить там ремонт газотурбинных установок, ускорить благодаря индустриальному парку обслуживание и ремонт скважин и трубопроводов, проводить гидравлические испытания промысловой техники. Нефтяники делали это раньше в других регионах страны и за её пределами. Также на Восточном экономическом форуме-2024 сахалинцы подписали соглашения с новыми резидентами индустриального парка, договорившись с ними о сборке электрических шкафов и топливных элементов на водороде…
Кстати, в повестке 28-го сахалинского форума водородная тема занимала особое место. На Сахалине не так давно был запущен водородный полигон – первый в России проект, реализуемый в соответствии с планами по созданию Восточного водородного кластера. Там планируется отрабатывать технологии производства, хранения и транспортировки водорода для реализации проектов, направленных на изготовление систем его генерации, выработку электроэнергии с его использованием, тестирование водородного транспорта в коммунальной и других сферах. А на берегу залива Анива, в 76 километрах от морского порта Корсаков, проходит испытание ветроэнергетическая станция, которая будет работать на водороде.
Власти региона рассматривают также проекты по развитию водородного транспорта и беспилотных систем с применением того же источника энергии. На острове проходят обкатку опытные модели автомобилей «Урал» и «ГАЗель», действующих на водородных топливных элементах. А макет водородного поезда, который будет курсировать по острову, был представлен на выставке техники и оборудования, приуроченной к сахалинскому форуму.
По мнению его участников, такая энергетика повлияет на смежные отрасли. И станет драйвером устойчивого развития многих регионов страны. Это экологически чистое топливо окажется альтернативой углеводородам. Его продвижению, правда, препятствует высокая, по сравнению с нефтепродуктами, себестоимость. Но это вопрос времени. Получаемая из водорода энергия поможет наладить энергоснабжение изолированных территорий, убеждены эксперты. Включая Курильские острова и некоторые труднодоступные регионы Арктики.
Путь к углеродной нейтральности
Любопытно, что форум «Нефть и газ Сахалина-2024» оставил, по замыслу организаторов, нулевой углеродный след. После его окончания представители ассоциации «Климатическая инициатива» подсчитали объём выбросов парниковых газов (движение транспорта в дни форума, энергопотребление объектов его инфраструктуры и так далее). А предприятия – партнёры мероприятия компенсировали затраты на устранение углеродного следа, и уже не единожды. Впервые в России они провели такую акцию после того же сахалинского форума четыре года назад.
Сахалинская область стремится достичь путём климатического эксперимента углеродной нейтральности (опять же первой в России). То есть нулевого баланса между выбросами и поглощениями парниковых газов. По расчётам, регион может подойти к этому уже в 2026-м. А механизмы, которые апробируются в ходе эксперимента, станут основой всей национальной системы углеродного регулирования, заявил на форуме Валерий Лимаренко.
В последние годы этот регион явно преображается из преимущественно добывающего в промышленный. Однако делать это нелегко. Так, после ухода из сахалинских проектов иностранных партнёров российские операторы взялись за осуществление сложных технологических задач. Примером удачного решения таких задач стал ввод в строй дожимной компрессорной станции, важной составляющей берегового технологического комплекса. Она обеспечила стабильную поставку природного газа в регионе и на всём Дальнем Востоке. А теперь сахалинцы активно работают над повышением глубины переработки добываемого на шельфе сырья.
Специалисты готовят обоснование инвестиций для строительства завода по производству топлива (техническое обоснование уже выполнили). И создают базу для создания в регионе нефтегазохимического комплекса, завода по выпуску минеральных удобрений, а также водородного завода.
Первая его очередь (30 тысяч тонн в год) должна открыться в 2027-м. А ещё через три года завод, который почти полностью будет действовать на отечественных технологиях, выйдет на проектную мощность – около 100 тысяч тонн. Его сооружение – часть Восточного водородного кластера региона – предусматривает Концепция развития водородной энергетики в России.
Но, чтобы масштабные планы стали реальностью, на юго-восточном берегу острова нужно построить многопрофильный морской порт с терминалами для перевалки нефти, угля и газоконденсата с грузооборотом в 14,3 миллиона тонн в год. И модернизировать Корсаковский порт, расположенный на берегу залива Анива, обновив там гидросооружения, причалы и терминалы. Это позволит создать на Тихом океане значительный международный логистический хаб, отметили специалисты. Развитию нового транспортного коридора, основной точкой которого может стать благодаря привлечению инвестиций единственный островной регион России, на Дальневосточном экономическом форуме была посвящена отдельная тематическая сессия.
Автор: Всеволод Зимин