Назад к списку

Новые задачи – новые решения

За сегодняшними проблемами кузбасские угольщики видят перспективу


Запрет на поставки российского угля в страны ЕС, проблемы с транспортной инфраструктурой, увеличение налогов и железнодорожных тарифов... Как в такой непростой ситуации работает добывающая отрасль Кузбасса? 

«Подарочек» на День шахтёра

Угольная промышленность продолжает испытывать ряд проблем – в первую очередь из-за санкционного давления. Но при этом в регионе есть предприятия, которые не только работают в привычном режиме, но и наращивают мощности.

В конце августа нынешнего года, в канун профессионального праздника, многие угольные компании Кузбасса попали под новые санкции США. В SDN-list включили все основные организации, добывающие уголь, по причине того, что они являлись финансовыми каналами для военно-промышленного комплекса России. До этого в День защитника Отечества, в феврале 2024 года, США ввели санкции против компаний СУЭК и «Мечел», также являющихся одними из ключевых игроков на рынке российского угля. О финансовых последствиях для новичков списка пока говорить рано, но очевидно, что они будут, ведь эти компании теперь создают риск вторичных санкций для тех, кто работает с ними. Это, в свою очередь, усложнит процесс взаиморасчётов, поиск судов, трейдеров и контрагентов. Наверняка и бизнес-партнёры кузбасских угольщиков не упустят возможность в обмен на усилившиеся риски попросить дополнительные скидки и преференции.

И всё же основным препятствием для развития отрасли в нынешней ситуации и власти, и производственники дружно называют логистику.

По данным регионального минуглепрома, за август 2024 года на угольных предприятиях Кузбасса добыто 15,1 миллиона тонн угля (минус два миллиона к уровню 2023 года), в том числе: открытым способом минус11,5 миллиона тонн угля (снижение на 0,1 миллиона к уровню прошлого); подземным способом – 3,6 миллиона тонн (снижение на 1,9 миллиона к уровню 2023-го). Всего же за восемь месяцев в Кузбассе добыли 133,3 миллиона тонн угля (минус9,4 миллиона к уровню 2023 года, или на 6,6 процента меньше). При этом по железной дороге за август кузбасскими предприятиями отгружено 14,3 миллиона тонн (снижение на 0,7 миллиона к уровню 2023 года), в том числе на экспорт: в восточном направлении 4,3 миллиона тонн (рост на 0,6 миллиона к прошлому году), в северо-западном направлении – 2,8 миллиона тонн (снижение на 0,1 миллиона к соответствующему периоду год назад), в южном направлении – 0,8 миллиона тонн (снижение на 0,9 миллиона).

Напомним, что по итогам 2023 года угольщики Кузбасса добыли 214,2 миллиона тонн угля – на 4,2 процента меньше по сравнению с 2022 годом.

Негативный тренд в отрасли в целом продолжается. При этом новый губернатор Кузбасса Илья Середюк, одержавший уверенную победу по итогам сентябрьских выборов, прямо заявляет, что угольщики зависят от перевозок по Восточному перегону:

– Мы ежегодно подписываем соглашение с РЖД. В этом году мы договорились вывезти 54 миллиона тонн в восточном направлении. Но если нам разрешат вывезти столько, сколько мы способны добыть, то мы уже в первый год сможем увеличить объём на 10–15 процентов, во второй год – ещё на 15. Таким образом, если бы у нас открылись возможности, то за два-три года мы смогли бы нарастить добычу и отгрузку на 30 процентов.

Пропускная способность Восточного полигона в 2024 году должна составить 180 миллионов тонн. Факт 2023 года – чуть больше 150 миллионов тонн.

Модернизация, которая призвана увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба, так или иначе продолжается. Но уголь-то нужно везти сегодня. И пока, по данным статистики, ситуация не радует: с января по август нынешнего года в целом погружено 221,8 миллиона тонн каменного угля – сокращение на 5,7 процента. К слову, в минусе не только угольщики: если смотреть по всем грузам, в целом погрузка упала на 3,7 процента.

– Виновато и смерзание груза, которое мы испытывали в начале года, и изменение структуры груза, и увеличение контейнерных перевозок, более лёгких, которые уменьшают вес поезда, и в том числе рост внутрироссийских перевозок в восточном направлении грузов, которые не доходят до контрольного сечения, – рассказал о причинах невыполнения плана Михаил Глазков, замгендиректора РЖД.

А во время проведения Восточного экономического форума в начале сентября нынешнего года во Владивостоке министр энергетики РФ и экс-губернатор Кузбасса Сергей Цивилев сообщил: дефицит пропускной способности Восточного полигона оценивается в 130 миллионов тонн в год, из которых 85–95 миллионов тонн – уголь.

Кадры будут решать

По официальным данным, в Кузбассе работают более полутора сотен предприятий по добыче и переработке угля, где добывается около половины всего угля в РФ.

В начале сентября нынешнего года в угольной отрасли региона работало 96,8 тысячи человек – это максимальный показатель за последние несколько лет. Среднемесячная производительность труда рабочего по добыче угля, по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса,составила 229,6 тонны на человека. Среднемесячная заработная плата работников угольной отрасли по основному виду деятельности составила 108,1 тысячи рублей, рост – на 11 процентовк аналогичному периоду 2023 года (тогда было 97 тысяч).

В то же время актуальным остаётся кадровый вопрос. К примеру, на дефицит желающих стать горными инженерами жалуются преподаватели вузов. В целом же угольной индустрии региона не хватает порядка 4,5 тысячи работников.

При этом в сентябре нынешнего года появилась информация о том, что горняков Кузбасса планируют привлечь для работы на одной из шахт Донецкой Народной Республики, пострадавшей во время боевых действий и восстановленной. Кузбасские горнорабочие очистного забоя и проходчики, как рассказал один из собственников, должны будут помочь запуску новой лавы, увеличить рост темпов проходки и показателей добычи на шахте. Сумма зарплаты потенциальных подрядчиков при этом озвучена не была. Но отметим, что в интернете гуляет информация: в Донбассе сейчас можно получать добычные в районе 200 тысяч рублей. Разница существенная, поэтому желающие сменить место работы могут найтись.

Между тем, вопросом решения проблемы кадрового голода для угольной отрасли в Кузбассе сегодня заняты не только угольщики, но и региональные власти. Так, готовить будущих горняков начали сразу в нескольких колледжах и техникумах в рамках«Профессионалитета» – государственного федерального образовательного проекта, действующего в рамках госпрограммы по социально-экономическому развитию РФ до 2030 года. Кузбасс присоединился к проекту в 2022 году. Главное изменение в учебном процессе – акцент для студентов теперь делается на практическую составляющую. Ав том, что, несмотря на сегодняшние трудности,для будущих специалистовбудет широкое поле деятельности в отрасли, сомневаться не приходится. 

На наш век хватит

Министерством природных ресурсов и экологии РФ в канун Дня шахтёра был сформирован обзор актуального состояния угольной отрасли. Согласно ему, суммарные запасы угля, поставленные на баланс, сегодня составляют около 273 миллиардов тонн – по словам главы министерства Александра Козлова, этого количества будет достаточно для обеспечения добычи на протяжении века. Стоит отметить, что сейчас в России из указанного количества идёт освоение менее 17 процентов запасов – около 46 миллиардов тонн. Добыча осуществляется в рамках 482 полученных лицензий.

Вывозить уголь тоже есть куда. По словам министра энергетики РФ Сергея Цивилева, перспективы увеличения экспорта в страны Азиатско-тихоокеанского региона хорошие, вопрос только в доставке. Совокупно порты на юге загружены на 58 процентов, на северо-западе – на 49 процентов, на Дальнем Востоке – на 76 процентов. К 2030 году спрос на уголь на восточном направлении может превысить 200 миллионов тонн, на южном – порядка 60 миллионов тонн, на северо-западном – 100 миллионов тонн.

Лидером по закупкам российского угля, по оценке Сергея Цивилева, через шесть лет станет Индия. Ещё через 20 лет основная доля будет приходиться на Тайвань, Вьетнам и другие страны Азии.

Видят эту перспективу и кузбасские угольщики, которыепродолжают вкладывать инвестиции в развитие производственных мощностей и социальной инфраструктуры. 

Например, на шахте «Распадская» началось строительство блока «Распадский-4», запасы которого оцениваются более чем в 60 миллионов тонн. К 2027 году компания должна построить угледобывающий комплекс, включающий в себя очистной забой с безлюдной технологией добычи угля. Этот проект оценивается в 13 миллиардов рублей.

Не останавливаются и социально-значимые и экологические проекты. В Новокузнецком муниципальном округе на месте отработанного участка разреза через два года должны появиться искусственное озеро и большая пляжная зона с чистым песком – курорт «Берёзовские плёсы». Это первый в России проект социальной реабилитации отработанного угольного карьера.

– После завершения строительства инфраструктуры около 170 гектаров территории станут доступны для освоения инвесторами. Здесь можно построить кафе, кемпинги, гостиницы, пункты проката, аттракционы, прогулочные зоны и многое другое. Это минимум 300 новых рабочих мест для жителей Новокузнецкого и Прокопьевского округов, а для всего юга Кузбасса – дополнительный масштабный центр отдыха, туризма и любительской рыбалки, – отметил губернатор Илья Середюк.

Автор: Александр Пономарёв