Back to the list

Кузбасс надеется быть в плюсе

Благополучие угольного региона напрямую зависит от работы железнодорожников


В 2024 году угольщики региона должны транспортировать 54,1 миллиона тонн каменного угля. При этом железнодорожники дополнительно компенсируют недовоз при экспорте «чёрного золота» на восток, случившийся в 2023 году.

Правительство присмотрит

В конце декабря прошлого года губернатор Кузбасса Сергей Цивилев подписал новое соглашение с ОАО «РЖД» о вывозе угля на экспорт в восточном направлении.

– Соглашение направлено на решение задачи, поставленной президентом России Владимиром Путиным, по обеспечению стабильной работы угледобывающей отрасли. В 2023 году планировалось вывезти на восток не менее 53 миллионов тонн угля, мы оставались на этом показателе несколько лет, при этом по итогам прошлого года было вывезено всего 47,9 миллиона тонн. Мы настаивали на том, что показатель необходимо увеличивать, от этого зависит развитие угольной промышленности Кузбасса и, как следствие, благополучие жителей нашего региона, – отметил тогда губернатор.

Плюс регион получил квоты на вывоз металла, продукции химической промышленности и агропрома. Это обеспечивает хорошие условия для развития экономики Кузбасса.

При этом ещё в ноябре прошлого года РЖД хотели ограничить вывоз угля из Кузбасса до 47 миллионов тонн, а Сергей Цивилев настаивал на 60 миллионах. В итоге стороны договорились на компромиссной цифре.

Согласно официальной информации, в прошлом году объём экспорта кузбасского угля составил 52,75 миллиона тонн, что было на 360 тысяч тонн меньше предусмотренного соглашением. На результат повлияла прежде всего недостаточная пропускная способность Восточного полигона железнодорожной сети. Но в соглашении на 2024 год этот недовоз учли. Стороны договорились вывести на экспорт в восточном направлении не менее 54,1 миллиона тонн угля. При этом было подписано соглашение о дополнительном вывозе 0,5 миллиона тонн грузов. Сергей Цивилев отметил, что это будут более дорогие грузы, и железной дороге будет проще устранить недовоз.

Отметим, что в целом по России квоты на вывоз угля в 2024 году угольщикам срезали. Если в прошлом году на экспорт в восточном направлении разрешили поставить 111 миллионов тонн, то на 2024-й были согласованы квоты в 100 миллионов тонн. Кроме Кузбасса Бурятия получила 8,5 миллиона тонн, Хакасия – 6,5 миллиона, Тува – 0,65 миллиона, Иркутская область – 3,3 миллиона, Якутия – 26,3 миллиона.

В документах также отмечена необходимость выработки «оптимальной логистики» для соразмерной загрузки инфраструктуры железнодорожного транспорта, повышения ритмичности предъявления грузов к перевозке, исключения случаев непроизводительного нахождения на инфраструктуре общего и необщего пользования порожних вагонов.

По поручению президента России принять меры по обеспечению в 2024 году вывоза угольной продукции будет должен председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

Комментируя это решение, губернатор Кузбасса подчеркнул, что таким образом глава государства демонстрирует своё отношение к угольщикам и понимание всей серьёзности ситуации.

Напомним, что поручением президента от 27 марта 2021 года предусматривалось поэтапное увеличение объёма вывоза угля из Кузбасса в восточном направлении на экспорт не менее чем на 30 процентов к 2024 году по сравнению с уровнем 2020-го. В 2021 году экспорт планировался в объёме 53 миллионов тонн, в 2022 году – 58 миллионов, в 2023 году – 63 миллионов, в 2024 году – 68 миллионов. При этом от планируемого уровня 2022 года на восток не было вывезено на экспорт в общей сложности более десяти миллионов тонн кузбасского угля.

На фоне битв за квоты несколько в тени осталось другое важное для угольной отрасли событие: постановлением Правительства РФ № 2338 от 27.12.2023 было отменено введение пошлин для энергетического и коксующегося угля, а также антрацита. Курсовой пошлиной по-прежнему будет облагаться экспорт бурого угля, доля которого крайне мала в общей структуре поставок.

В сентябре 2023 года Правительство РФ установило экспортную пошлину на уголь на период с 1 октября 2023 и до конца 2024 года. Размер ставки был увязан с курсом рубля. При стоимости доллара США в размере 80–85 рублей ставка пошлины определена в четыре процента, при 85–90 рублях – 4,5 процента, при 90–95 рублях – 5,5 процента, при 95 рублях и более – семь процентов. Такая экспортная пошлина с учётом прогнозов на 2024 год привела бы к изъятию более 70 процентов прибыли угольной отрасли в дополнение к налогу на прибыль.

– Потери бюджета нашего региона за 2023–2024 годы оценивались в размере 17,3 миллиарда рублей, – прокомментировал событие заместитель губернатора Кузбасса по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии Андрей Панов.

Приоритетная задача – развитие БАМа и Транссиба

Безусловный приоритет в сфере транспорта РФ стал предметом совещания, которое провёл в конце декабря прошлого года Владимир Путин. Президент России обсудил с министрами и руководством РЖД развитие Восточного полигона, в который входят Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали.

Не только следовать намеченным планам, а закладывать резервы мощности на перспективу. Такую задачу поставил президент, отметивший, в частности, что новая инфраструктура означает дополнительные рабочие места, рост доходов семей, широкие перспективы для бизнеса, для обновления облика городов и посёлков. 

После введения странами Евросоюза эмбарго на импорт российского угля угольный экспорт сосредоточен преимущественно в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, поставки в которые напрямую зависят от пропускной способности Восточного полигона железных дорог.

С 2013 года – когда Владимир Путин объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом – в восточном направлении проложено и обновлено свыше пяти тысяч километров путей. Но и этих темпов пока не хватает.

Например, к 2021 году пропускная способность БАМа и Транссиба выросла до 144 миллионов тонн в год. Однако целевые показатели тогда были выше, а именно 157–168 миллионов тонн в год. Между тем, ранее был озвучен план в 210 миллионов тонн грузопотока к 2030 году, затем новый рывок – уже до 255 миллионов…

Учитывая эти перспективы, российский лидер призвал чётко определиться с параметрами третьего этапа развития БАМа и Транссиба, в какие сроки, по каким направлениям и в каком точно объёме будет увеличиваться их провозная способность.

Коридор в Китай в перспективе

Облегчить путь угля к потребителю, уменьшив порожний пробег полувагонов, призваны новые перегрузочные терминалы. Два из трёх – в Юрге и Тальжино – должны начать работу в 2025 году.

А в ходе январского заседания комиссии Госсовета Российской Федерации по направлению «Энергетика» Сергей Цивилев предложил создать прямой международный транспортный коридор Россия – Китай через Кузбасс. На север он будет проходить через Томск в Нижневартовск и далее до портов Ямбург или Сабетта. На юг – через Новокузнецк и Таштагол в китайский город Урумчи.

Также предложенный транспортный коридор даёт возможность выхода к Северному морскому пути, снизить геополитические и экономические риски, сократит время доставки грузов. Транспортный коридор через Западную Сибирь в Китай позволит организовать движение напрямую, не пересекая границы Монголии и Казахстана.

Всё это, по словам губернатора, открывает стратегические возможности для развития не только Кузбасса, но и всего Сибирского федерального округа.

Автор: Александр Пономарёв