Эксперт компании «Спецгеострой» утверждает: существует закон Томской области, способный решить спорные вопросы, возникающие при получении лицензии на пользование недрами.
Общераспространённые полезные ископаемые (ОПИ) являются одним из базовых и доступных ресурсов социально-экономического развития муниципальных образований и субъектов РФ, а потому не должны становиться предметом спекуляций и политических игр. В этом уверены специалисты ООО «Спецгеострой», которые продолжают искать решение актуальной для недропользователей проблемы.
Что мешает переводу земель
Затраты на добычу и транспортировку ОПИ относительно невелики, для их добычи, как правило, не требуется внедрения сложных технологий и приобретения дорогостоящего оборудования.
С другой стороны, ОПИ используют прежде всего для создания объектов недвижимости или для местного изготовления материалов для строительства жилья, общественных и промышленных зданий, дорог и других объектов инфраструктуры. Указанные объекты капитального строительства аккумулируют значительные средства, которые должны принести доход либо производством продукции, либо налоговыми платежами, либо созданием новых производств и рабочих мест.
Очевидно, затягивание сроков строительства и сдачи объектов в эксплуатацию приводит к заметным экономическим потерям граждан, предприятий и организаций, органов местного самоуправления и государства. Таким образом, устранение или снижение правовых и административных барьеров на пути получения разрешений на добычу ОПИ автоматически создаёт условия для увеличения валового внутреннего продукта и социально-экономического развития поселений. Здесь время непосредственно конвертируется в блага.
Поэтому законодатели и представители органов государственной исполнительной власти, а также органы местного самоуправления должны реально работать над сокращением времени и других ресурсов, затрачиваемых на выдачу разрешений на добычу ОПИ.
Деятельность указанных органов должна также предотвращать нанесение обществу ущерба, вызванного добычей и вывозом ОПИ. Это может быть уничтожение или ухудшение плодородия почв; экологический ущерб, в том числе наземным и подземным природным водным системам и биосфере; износ транспортной инфраструктуры; уничтожение (повреждение) природного ландшафта местности; угроза жизни и здоровью людей, безопасности промышленных предприятий.
Однако оценка возможного ущерба и проектов его устранения (рекультивации) должны требовать минимальных временных затрат. Такая работа должна основываться на лучших стандартах повышения качества и вестись постоянно с публичным объявлением результатов.
В 2024 году в предыдущих номерах издания «Недра и ТЭК Сибири» уже поднималась тема противоречий, возникающих между горным и земельным законодательством на стадии перевода земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Или, скорее, между подзаконными актами, когда на местах нет чёткого понимания положений действующего законодательства.
Как известно, правовой режим земель определяется в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Соответственно, порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Свой отказ в предоставлении такого права администрации сельских поселений и муниципальных образований, профильные департаменты и другие органы управления обычно обосновывают наличием Генерального плана и Правил землепользования или подобных документов, а также наличием зон объектов производственной деятельности, энергетики и связи.
Специалисты компании «Спецгеострой» предлагали на любом из этапов выдачи разрешительных документов (лицензия на пользование недрами, утверждение проектно-технической документации, выдача или регистрация горного отвода и так далее) заносить контуры участков недр на единую топооснову, обязательную и доступную для всех государственных структур карту. Например, в рамках Единого государственного кадастра.
Это бы во многом упростило подготовку к освоению месторождений и устранило наложение участков недр на промышленные, гражданские и социальные объекты, на планы застройки, территориальные зоны и тому подобное.
Наиболее правильным вариантом было бы занесение контура выдаваемой лицензии на пользование недрами в единый план Томской области, доступный и обязательный для всех государственных служб, сразу после принятия губернатором региона решения о выдаче участка недр.
Между тем при внимательном изучении областного законодательства выяснилось, что существует закон, который мог бы разрешить эту проблему.
А ведь есть такой закон!
Речь идёт о Законе Томской области от 09.11.2011 г. № 293-ОЗ «О проекте схемы территориального планирования Томской области» (с изменениями на 06.09.2024 г.).Настоящий закон в соответствии с Градостроительным кодексом РФ устанавливает состав и порядок подготовки проекта схемы территориального планирования Томской области и внесения в неё изменений. Рассмотрим его основные статьи.
Статья 2. Состав проекта схемы территориального планирования Томской области
1. Документом территориального планирования Томской области является схема территориального планирования Томской области.
Схема территориального планирования Томской области разрабатывается в целях пространственного отображения стратегии социально-экономического развития Томской области и обеспечения устойчивого социально-экономического развития Томской области.
2. Подготовка проекта схемы территориального планирования Томской области (далее – проект схемы территориального планирования) осуществляется на основании стратегии социально-экономического развития Томской области с учётом положений стратегии пространственного развития РФ, стратегий социально-экономического развития макрорегионов, отраслевых документов стратегического планирования РФ, межгосударственных программ, государственных программ РФ, национальных проектов, государственных программ Томской области, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти Томской области, иных главных распорядителей средств областного бюджета, предусматривающих создание объектов регионального значения, а также сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
По мнению авторов, невозможно проводить планирование территории, не учитывая ранее принятые решения Администрации Томской области по созданию на этой территории карьеров общераспространённых полезных ископаемых.
Статья 2.4. В состав проекта схемы территориального планирования входят положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения.
К проекту схемы территориального планирования прилагаются материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования в текстовой форме и в виде карт.
По мнению авторов, здесь могли бы быть размещены границы развития планируемых территорий и контуров планируемых и действующих карьеров ОПИ так, чтобы они (объекты) не мешали друг другу.
Статья 3. Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования.
1. Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования в текстовой форме включают в себя: <…>
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории.
Это также не противоречит цели устранения наложения карьерных площадей на планы развития территорий.
2. На картах в составе материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования отображаются: <…>
д) зоны с особыми условиями использования территорий;
е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.
Как раз карьеры по добыче ОПИ и являются зонами с особыми условиями использования территорий, территориями, подверженными риску возникновения чрезвычайных ситуаций или как минимум «иными» территориями или объектами.
Статья 7. Порядок внесения изменений в схему территориального планирования Томской области.
1. Внесение изменений в схему территориального планирования Томской области осуществляется по предложениям органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных физических или юридических лиц. <…>
Закон Томской области № 293-ОЗ от 09.11.2011 г. (с изменениями от 06.09.2024 г.) составлен в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и для объектов капитального строительства. Карьеры ОПИ не являются объектами капстроительства. Возможно, по этой причине участки недропользования не заносятся в схемы территориального планирования территорий. Если это единственная проблема, по которой этот закон не рассматривает наличие карьеров ОПИ на территориях Томской области, то её несложно исправить.
Ведь практически все статьи названного областного закона вполне соответствуют заявленной цели: объединить на одной основе планы развития территорий с земельными участками различного назначения, в том числе землями жилого, земельного, лесного, водного фондов и землями промышленности с расположенными действующими и планируемыми карьерами ОПИ.
Дмитрий Замараев,
главный маркшейдер ООО «Спецгеострой»