Недропользователи, ощутившие новые вызовы одними из первых в России, уверенно к ним адаптируются
На состоявшемся недавно XXVI Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) зашла речь о трансформации российской экономики, что и следовало ожидать. Ведь повестку этого крупного и очень престижного делового мероприятия формируют текущие реалии. А они таковы, что на первый план выходят теперь вопросы, связанные с новыми формами международного взаимодействия и новым экономическим мироустройством. Причём в условиях мощных геополитических сдвигов эти темы волнуют не только россиян. В работе форума приняли участие более 14 тысяч человек из 130 стран мира. Предметом оживлённых дискуссий экспертов стали и вопросы, имеющие отношение к нефтегазовой сфере, значимость которых в этих условиях возрастает. Многие регионы России представили свой потенциал, в том числе ресурсный, на выставке, приуроченной к форуму. Сделали это и сибиряки: общий их стенд под названием «Большая Сибирь» оказался там одним из самых масштабных и ярких.
Новые инструменты развития
Прошлогодняя такая встреча тоже проходила в петербургском «Экспофоруме» на фоне серьёзных исторических событий. Особо представительной, по понятным причинам, она не была. Но важность решений, принятых после всестороннего анализа, характерного для таких петербургских экономических форумов, трудно переоценить. Не случайно ПМЭФ-2022 назвали судьбоносным для нашей страны.
В этом году повестка форума, ставшего таким же, несколько изменилась. Хотя в чём-то она оказалась созвучной той, что формировалась год назад, в условиях разворачивающегося противостояния с западным миром. Такие направления деятельности, как обеспечение технологического суверенитета России, импортозамещение, создание отечественного софта для ключевых отраслей экономики, не потеряли актуальности и сегодня.
Вместе с тем на официальных площадках форума и в кулуарах на этот раз широко обсуждались меры, связанные с переориентацией товарных потоков и освоением новых рынков сбыта. Эксперты рассматривали также шаги, направленные на создание новых инструментов развития – взамен тех, которые России становятся недоступны из-за санкций. То есть расчёты в национальных валютах при торгово-экономическом сотрудничестве, а также формирование альтернативных платёжных систем. На ПМЭФ-2023 обо всём этом говорили достаточно много.
Отсюда логично вытекала главная тема нынешнего форума: «Суверенное развитие – основа справедливого мира». Деловая его программа была разделена на четыре тематических блока: развитие мировой экономики в эпоху глобальных перемен, изменения в российской экономике в условиях международного давления, построение технологического суверенитета, а также стратегия народосбережения и повышение качества жизни граждан.
В рамках этих тематических направлений на площадках «Экспофорума» прошло более 150 сессий, «круглых столов» и конференций. Так, коммерсантам было что обсуждать на Российском форуме малого и среднего предпринимательства. Его участники обменялись мнением по поводу мер господдержки и перспектив международной кооперации предприятий. А представителей международных бизнес-ассоциаций объединил региональный консультативный форум «Деловой двадцатки» (B20).
Отдельные дискуссии были посвящены развитию индустриальных парков и особых экономических зон России. Как и в прошлые годы, на ПМЭФ действовала «территория инноваций». А многие деловые встречи, состоявшиеся тогда в Петербурге, завершились подписанием соглашений, важных для России и отдельных регионов нашей страны.
Метаморфозы рынка
Ну и, конечно, эксперты не оставили без внимания энергетическую повестку, что тоже вполне объяснимо. Тем более, некоторые мероприятия форума проходили при участии топ-менеджеров ведущих нефтегазовых компаний России. А также крупных холдингов, вроде «Транснефти» и «Росгеологии», обеспечивающих благополучие этой отрасли, показатели которой прямо влияют на пополнение федеральной казны.
Они обсуждали «поведение» глобальных энергетических рынков и приоритетное значение для мировой экономики таких видов топлива, как сжиженный природный газ (СПГ). Причём было заметно, что эта проблематика в той же мере интересует и экспертов из арабского мира, Индии, Китая, стран Латинской Америки и Африки, прибывших на ПМЭФ-2023.
Роль недропользования в обеспечении сырьевого и технологического суверенитета России, по мнению выступающих, остаётся весомой. Нефтегазовая отрасль одна из первых ощутила последствия санкционного давления и вынуждена была принимать адекватные меры. Смогла ли она адаптироваться к новым условиям? Как синергия государства и бизнеса повлияла на поиск новых траекторий роста? И что нужно сделать для наращивания запасов критически важных видов минерального сырья?
Обсуждение этих вопросов проходило на форуме при участии вице-премьера РФ Виктории Абрамченко и главы «Роснедр» Евгения Петрова. Разговор о метаморфозах в сырьевой сфере поддержали губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова и один из руководителей «Росатома» Кирилл Комаров. А также Алексей Востоков, гендиректор золотодобывающей компании ПАО «Полюс», и Георгий Фотин, возглавляющий «ГДК Баимская» (эта компания приступила к освоению богатейшего по запасам Баимского меднорудного месторождения на Чукотке).
Трансформацию мировых энергетических рынков и разрыв устоявшихся цепочек поставок специалисты рассмотрели на энергетической панели ПМЭФ-2023. Модератором этого диспута выступил Александр Дынкин, президент Института мировой экономики международных отношений РАН имени Е. М. Примакова, ключевой доклад здесь сделал председатель правления Роснефти Игорь Сечин.
А на тематической сессии «Энергетика XXI века: вызовы настоящего – возможности будущего» разговор зашёл об использовании СПГ-топлива, поставки которого готовы нарастить российские компании, и развитии атомной энергетики. За последние десять лет она перестала быть «элитным клубом», считает Алексей Лихачев, гендиректор госкорпорации «Росатом».
– Мы активно работаем с индийскими партнёрами, – отметил он, – да и многие другие страны включились в переговоры, намереваясь создать у себя соответствующие атомные мощности. Это позволит России сохранить глобальное лидерство и увеличить число международных проектов в столь значимой сфере.
Энергетика «зеленеет»
В то же время меняется структура спроса на сырьё, подчеркнул Александр Дюков, гендиректор ПАО «Газпром нефть». Очень востребованы сегодня во всём мире нефтехимическая продукция и авиационное топливо, уточнил он, вырос спрос на полимеры и разные виды пластика. При этом СПГ был и останется на ближайшие годы одним из самых перспективных энергоресурсов.
– Россия обладает крупнейшими в мире запасами газа, порядка 40 триллионов кубометров, а это более 20 процентов его общемировых запасов, – напомнил Леонид Михельсон, глава ПАО «НОВАТЭК». – Наша доля на рынке СПГ составляет пока девять процентов, но убеждён, что мы можем расширить поставки и войти в тройку мировых лидеров.
Чтобы это сделать, нужно увеличить объём инвестиций в отрасль и вводить там новые мощности. Добиться этого позволит, с одной стороны, международная кооперация, взаимодействие с дружественными России странами. А с другой – объединение усилий производителей СПГ, финансовых институтов и судостроителей, обновляющих отечественный флот, что в настоящее время и происходит, полагает Александр Дюков.
Тренд на «зелёную» энергетику не потерял актуальности. Венгерские партнёры, например, при содействии российских коллег строят новые «ветряки» и объекты солнечной генерации, указал на форуме Петер Сийярто, министр иностранных дел этой страны. А Индия развивает биоэнергетические технологии, расширяет применение биоэтанола и сжатого биогаза, прозвучало на ПМЭФ-2023.
Такой энергопереход оказался сложнее, чем многие думали прежде, – он потребует больше сил, средств и времени. Но надежды на быструю отдачу альтернативной энергетики так или иначе повлияли на снижение эффективности мирового энергетического рынка, высказал мнение Павел Сорокин, заместитель министра энергетики РФ. А хроническое недофинансирование традиционной углеводородной сферы, по его словам, ощущается повсеместно.
Что намерена делать Россия? Прорабатываются шаги по расширению инфраструктуры поставок энергоресурсов и снижению их себестоимости. По увеличению доли трудноизвлекаемых запасов в общей добыче и стимулированию разработки отечественного оборудования (особенно в проектах на континентальном шельфе).
Так, в этом году планируется ввести морские перевалочные комплексы в Мурманске и на Камчатке, чтобы активнее продвигать сырьё на зарубежные рынки благодаря новым хабам. Кроме того, намечается запустить первую линию перспективного проекта «Арктик-СПГ-2», рассказал Леонид Михельсон.
Она предусматривает выпуск около 20 миллионов тонн СПГ и более 1,5 миллиона тонн газового конденсата в год. Несмотря на трудности, с которыми столкнулась возглавляемая им компания, газовики намерены ввести её в начале следующего года, а если получится, то и раньше, в декабре 2023-го. А это первый в мире проект, реализованный по новой концепции сжижения газа, которая позволит сократить затраты на эти процессы при разработке арктических месторождений.
Сибирские мегапроекты
Угольная отрасль в последние пару лет переживает не лучшие времена – по тем же причинам, что и вся отечественная индустрия. Экспорт угля, добываемого в нашей стране, снизился в прошлом году на один процент, до 221,2 миллиона тонн. Но горняки тоже стараются справиться с новыми вызовами. За пять месяцев 2023-го добыча угля в России выросла на 1,5 процента по сравнению с тем же прошлогодним периодом, а зарубежные поставки – на два процента. На форуме эти данные привёл министр энергетики РФ Николай Шульгинов.
А губернатор Кузбасса Сергей Цивилев заверил, что добыча угля в этом регионе сохранится на уровне прошлого года. Хотя значительные его площади изучены в недостаточной степени, и вывоз угля по стальным магистралям остаётся для кузбасских шахтёров проблемой номер один. Перспективы роста их показателей, иными словами, сдерживает пропускная способность железных дорог.
Чтобы вывести Сибирь, стратегическое значение которой в этих условиях заметно растёт, на принципиально новый уровень, эту задачу, безусловно, нужно решать. А также активней строить в этой части страны автомобильные дороги, заводы и логистические комплексы.
К такому выводу пришли специалисты, которых собрала сессия «Новое развитие Сибири: мегапроекты XXI века». На этой площадке встретились губернатор Кузбасса и заместитель главы Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков, вице-президент компании «РУСАЛ» Елена Безденежных и заместитель председателя правления ПАО Сбербанк Анатолий Попов...
Между тем в условиях экономической неопределённости и геополитических рисков растёт роль инвестиций в драгоценные металлы. Спрос на драгметалл вырос благодаря тому, что мировые центробанки активно его закупают, меняя валюту на золото. В нестабильные времена оно ведь считается надёжным средством защиты денег. Хотя динамика цен в этом сегменте не вполне однозначна, говорят аналитики.
Выпуск золота в России при этом наращивают крупные отраслевые игроки. По итогам первого квартала его производство выросло в РФ на 9,1 процента по сравнению с тем же периодом 2022-го. Золото рассматривается как надёжный защитный актив, и Россия заинтересована в привлечении на рынок золота новых инвесторов. Какие инструменты для этого применяются? Использование цифровых финансовых активов и так называемых утилитарных цифровых прав, обеспеченных золотом, онлайн-продажа золотых монет и так далее.
Своим мнением по этому поводу поделились на форуме Иван Чебесков, глава департамента финансовой политики Минфина РФ, и гендиректор компании «Госзнак» Аркадий Трачук. Председатель Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба и Мигель Маркарянц, старший вице-президент ПАО «Промсвязьбанк», другие эксперты.
Образ бизнес-музы
Но побывавшие на ПМЭФ-2023 специалисты постарались не просто заглянуть в будущее. В экспозиции предприятий из разных регионов России там были представлены инновационные разработки и технологии, «приближающие» завтрашний день. А на стенде «Сделано в России» материализовались музы-покровительницы отраслей (включая нефтехимическую), продукция которых поступает на внешние рынки.
– Это маркетинговые образы, созданные на основе исследований, которые проводились среди наших клиентов и покупателей отечественной продукции за рубежом, – пояснила гендиректор Российского экспортного центра Вероника Никишина. – Именно так иностранные партнёры видят наш экспорт.
Сервис дополненной реальности, с помощью которого можно было совершить прогулку по регионам России, промышленные роботы, продукция промышленных кластеров и IT-сферы. Всё это тоже бросалось в глаза посетителям огромнейшей выставки, где сибиряки, серди прочих, «отметились» со своими изделиями и проектами.
Мало того, во время форума из Петербурга в Москву отправилась первая колонна из трёх беспилотных грузовых автомобилей. Государство ввело на этой федеральной трассе М-11 «Нева» экспериментальный правовой режим, что и позволило выезжать на дорогу машинам без водителей. Это стало одним из самых обсуждаемых событий ПМЭФ-2023.
– Мы открыли первую в России, да что там – во всём мире, беспилотную автодорогу, – сказала на старте пробега Полина Давыдова, директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». – Экономика таких перевозок, по нашим расчётам, значительно лучше традиционных.
Но для этого пришлось преодолеть серьёзные трудности, связанные с созданием беспилотных технологий и цифровых двойников трасс. После массового ухода западных партнёров пришлось срочно налаживать производство отечественных комплектующих. Но начало положено: «умный» транспорт перевезёт нынче более 50 тысяч тонн груза, а в 2024-м этот показатель вырастет в четыре раза, подчеркнул Андрей Белоусов, первый вице-премьер РФ.
«Цифра» за баранкой
Правда, говорить о первой в стране беспилотной трассе можно с известными оговорками. Нефтяники ведут подобный проект довольно давно. Причём в тяжёлых условиях Крайнего Севера, где перевозить грузы (при отсутствии других дорог, кроме зимников) тяжелее всего.
Чтобы делать это быстрей и безопасней, крупные компании пытаются использовать там «умный» транспорт. Особенно преуспели в этом специалисты «Газпром нефти». Не так давно их беспилотные «КАМАЗЫ» стали совершать регулярные рейсы на зимнике длиной более 140 км, связавшем Восточно-Мессояхское месторождение с посёлком Тазовский (полуостров Ямал).
На создание и обкатку беспилотного автотранспорта у газпромовцев ушло несколько лет. Первые грузовые автомобили, оснащённые интеллектуальной системой, они протестировали в 2018 году. Сделать это позволили инициированные Минпромторгом РФ поправки в нормативные документы, упростившие допуск таких машин на дороги общего пользования.
Испытания проводились на том же ямальском месторождении, и показали, что цифровые технологии и впрямь могут заменить водителя грузовика. Ведь беспилотный транспорт повышает безопасность и рентабельность перевозок в тяжёлых природно-климатических условиях. И упрощает решение задач по снабжению труднодоступных районов Заполярья.
Этот «долгоиграющий» проект газовики осуществляли вместе с автозаводом «КАМАЗ» – в рамках федеральной программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России».
Что в итоге получилось? Общими усилиями был создан роботизированный комплекс на базе полноприводного шасси, то есть беспилотный грузовик. Он мог передвигаться по заданному маршруту в режиме дистанционного управления, распознавая за доли секунды препятствия, и вести погрузочно-разгрузочные работы. А двигаясь в колонне, способен был «общаться» с такими же машинами, обмениваясь с ними и оператором информацией.
Делать это машине помогают бортовая компьютерная система, навигационное оборудование и антенны, видеокамеры, необходимые для построения цифровой карты дороги. А также чуткие радары и сонары, требующиеся для обнаружения объекта и определения точного расстояния до него.
В ходе испытаний пятилетней давности грузовики преодолели без аварий около 2,5 тысячи километров, подтвердив, что использовать беспилотную технику на Севере можно. Правда, отдельные системы пришлось доводить до ума, чтобы они «привыкли» к северным зимам. Участники проекта стремились также повысить скорость и надёжность таких перевозок в условиях плохой видимости и бездорожья.
Они работали над этим, внедряя в свои логистические процессы беспилотные автомобили. А с весны 2020-го приступили к реализации такого проекта на Южно-Приобском месторождении (ХМАО), где протестировали автомобили «ГАЗ» последних моделей.
Испытания на Ямале подошли к концу. И нефтяники перешли от экспериментов к будничному использованию такой техники, способной перевозить грузы в составе беспилотной колонны (оператор контролирует её продвижение из центра управления при помощи отечественного программного продукта). После закрытия зимников «умные» грузовики продолжили доставлять оборудование и материалы на удалённый нефтегазовый промысел, двигаясь по бетонкам.
Автор: Всеволод Зимин
____