Более 30 лет судоходная компания, основанная Иваном Косых, занимается речными грузоперевозками в северных регионах
Флотилия индивидуального предпринимателя Ивана Алексеевича Косых из посёлка Каргасок обычно в числе первой открывает летнюю навигацию в Томской области. Причём в 2025-м старт речным перевозкам был дан раньше традиционных сроков – уже 16 апреля. Кстати, в Новосибирске торжественное открытие судоходного сезона на реке Оби состоялось только 27 апреля.
Сезон начался раньше обычного
– Навигационный период в 2024 году прошёл благополучно, без особых скачков, но и без сбоев, – рассказывает инженер флота Илья ПЕТРОВ. – Как и прежде, наши суда перевозили разнообразный ассортимент грузов: это и сыпучие материалы, и лесная продукция, и нефтегазовое оборудование. Кроме того, компания осуществляла перевозку нефти, которая считается опасным грузом.
Хотя весной 2025-го Обь и её притоки освободились ото льда непривычно рано, предприятие было полностью готово отправиться на севера́ по большой воде. Первым делом несколько судов доставили груз для нефтяников на Лугинецкое нефтегазоконденсатное месторождение. Оно находится в Каргасокском и Парабельском районах и является одним из крупнейших в Томской области.
Планы по перевозкам у ИП Косых намечены вплоть до окончания навигационного периода. Правда, по прогнозам специалистов, в нынешнем сезоне воды в Оби и её притоках будет мало.
– Мы постараемся перевезти максимум грузов по большой воде, но сроки для этого невелики. Весна началась практически на месяц раньше, чем в предыдущие годы. Раньше настала оттепель, раньше двинулся и прошёл лёд на реках. Соответственно, и завершится навигация раньше обычного. Даже сейчас, в середине июня, воды в небольших речках уже маловато, – поясняет Илья Петров. – С начала судоходного периода компания перевезла процентов 30–35 запланированных грузов. Так что сейчас для нас самое напряжённое время.
Традиционно теплоходы, принадлежащие ИП Косых, ходят по Оби и ряду её притоков, охватывая территорию нескольких сибирских регионов. Основные водные пути – реки Чижапка, Парабель, Нюролька, Васюган. Плюс река Вах: по ней суда возят грузы на месторождения, расположенные в Ханты-Мансийском автономном округе.
Словом, у каргасокских речников работа в самом разгаре. Даже профессиональный праздник, который приходится на первое воскресенье июля, отметить всем коллективом времени не будет. Коллеги поздравят друг друга позже, когда речная навигация 2025 года будет успешно завершена. Обычно это происходит в начале ноября, а при нынешней погодной ситуации может сдвинуться на более ранний срок.
От Новосибирска до Салехарда
По сей день основатель и неизменный руководитель компании И. А. Косых по статусу остаётся индивидуальным предпринимателем. Хотя масштабы его деятельности давно переросли эти рамки, а судоходное предприятие из Каргаска многие годы остаётся в лидерах речной отрасли.
Наше издание уже рассказывало, что Иван Алексеевич занялся речными перевозками по Оби и её судоходным притокам в середине 1980-х. До этого он работал в подсобном хозяйстве Каргасокской геологоразведочной экспедиции, а после распада ГРЭ выбрал новый вид деятельности.
Всё начиналось с одного судна, объёмы постепенно росли, и сегодня деятельность ИП Косых охватывает основные водные транспортные артерии от Новосибирска до Салехарда.
В настоящее время технический парк предприятия насчитывает около десятка теплоходов и вдвое больше барж. Имеется и нефтеналивной флот, а к нему – необходимые лицензии для перевозки нефти, дизельного топлива и пропан-бутана. Также у компании есть несколько сплавных катеров, предназначенных для перевозок при низком уровне воды. По словам инженера флота, их наличие даёт речникам определённое конкурентное преимущество.
Есть на предприятии и своя ремонтная база, так что ремонт практически всей техники производится самостоятельно. Только некоторые виды работ на месте выполнить нельзя, поскольку для них требуется признание ФАУ «Российское классификационное общество». Их по договору выполняет другая компания, имеющая соответствующие разрешения.
Ведётся ремонт в основном зимой, когда навигация завершена. В сезон, отправляя технику в многодневные рейсы с дорогостоящими грузами, нужно быть полностью уверенным в её исправности.
Кроме того, в холодное время года, чтобы не допускать простоев, ИП Косых строит по району зимники, позволяющие бесперебойно доставлять грузы заказчикам. Для этих целей у компании есть своя наземная техника, в том числе вездеходная и погрузочная.
Материальную и производственную базу на предприятии укрепляют постоянно. По словам Ильи Петрова, в текущем году намечено обновление материально-технической части. Так, планируется приобрести несколько новых единиц техники, а также заменить двигатели и редукторы.
Сохраняя партнёрские связи
Справляться с трудностями и держаться на плаву ИП Косых помогают, в том числе, наработанные годами партнёрские связи.
На протяжении многих лет перевозчик сотрудничает с недропользователями, добывающими нефть и газ на севере Томской области и в соседнем ХМАО. Речники доставляют на нефтегазовые промыслы значительный объём разноплановых грузов. Пунктами назначения на таких маршрутах являются отдалённые населённые пункты и посёлки вахтовиков на месторождениях.
В 2025 году судоходная компания ИП Косых сохранила основных наиболее крупных заказчиков в нефтегазовой отрасли. Это ООО «Норд Империал» и его «дочка» «Империал Фрак Сервис», буровая сервисная компания «Гранд», ООО «Восточная транснациональная компания», ООО «Нафтагаз-Бурение» (ХМАО), сеть АЗС «Газойл», ООО «Римера-Сервис» и другие.
Значительную часть грузов, которые перевозят каргасокские речники, составляют оборудование и запчасти к технике, предназначенные для нефтяников и газовиков.
– Безусловно, сотрудничество с добывающими и сервисными компаниями для нас очень важно. Но предприятие работает и по другим направлениям, – отмечает Илья Петров. – С наступлением весны мы начинаем вывозить заготовленный за зиму лес, а это десятки тысяч кубометров.
По словам специалиста, значительные объёмы леса выгоднее перевозить водным транспортом, чем автомобильным. Конечно, для речников это положительный фактор: относительно невысокие расценки компенсирует постоянная загруженность флота.
Что касается нужд местного населения, ИП Косых продолжает доставлять в Каргасокский район древесный уголь. Заказчиком выступает крупная компания из европейской части России. Топливо речники развозят по деревням – это Назино, Лукашкин Яр, Прохоркино и другие. Древесный уголь нужен для отопления котельных, поскольку КПД у него значительно выше, чем у обычных дров.
Добавим, что в своём районе с недавнего времени компания начала заниматься продажей сыпучих природных материалов – щебня и песка. Востребована эта продукция и населением, и организациями. Дело в том, что раньше такие строительные материалы на север возило только местное ДРСУ, которое расходует их, соответственно, на собственные нужды.
Кредо предприятия, которым руководит Иван Косых, известно многим: «Мы перевозим всё, что можно перевезти по реке».
– Разумеется, мы стремимся поддерживать старые, наработанные связи. И одновременно отвечаем на запросы любых заказчиков, в том числе из других регионов, включая Москву и ХМАО. Руководство предприятия всегда готово к потенциальному сотрудничеству, – подчёркивает Илья Петров.
Коллектив – основа стабильности
Основа надёжности и стабильности ИП Косых – это опытный коллектив. В его составе и собственно речники, от капитанов до мотористов, и наземные кадры различных специальностей.
– Постоянный состав компании насчитывает около 20 сотрудников, а сейчас, в сезон навигации, занято порядка 40 человек, – пояснил Илья Петров. – Некоторые специалисты затем перейдут на зимние работы. У нас вообще часть работников – многопрофильные. То есть весной-летом они капитаны судов, рулевые-мотористы, а в зимний период переходят на вездеходную технику, на строительство зимников. Это позволяет задействовать максимум людей, которые получают зарплату регулярно, а не в зависимости от сезона.
Сам Илья Игоревич – тоже представитель речной династии, начало которой положил Иван Алексеевич Косых. В коллективе предприятия немало людей опытных, с многолетним стажем.
Вместе с основателем начинали возить грузы по Оби Валерий Васильевич Быков и Михаил Алексеевич Косых. Пусть они и сошли с мостика, но по-прежнему в команде. Много лет трудятся в компании капитаны Александр Сысолин, Андрей Чмеленко, Андрей Никаноров. Алексей Голешев, Василий Павлюк, Валентин Хуснутдинов. Хорошо себя зарекомендовал и новый капитан одного из судов Роман Сидорчук.
Илья Игоревич не скрывает, что в последние два-три года коллектив ИП Косых испытывает серьёзную нехватку кадров. Так, около десятка сотрудников ушли добровольцами в зону Специальной военной операции. Каргасокские речники с уважением относятся к выбору своих товарищей, но в разгар навигации их не хватает предприятию.
Недавно коллектив постигла беда: в ходе СВО погиб капитан Сергей Владимирович Косых, племянник Ивана Алексеевича. В компании попытались найти ему замену, но такого опытного специалиста заменить крайне сложно.
Ещё один капитан из Каргаска – Артём Соснин – продолжает службу в зоне СВО. Земляки поддерживают с ним постоянную связь. Артём попросил, чтобы его теплоход никому не отдавали. Как только появится возможность, хочет вернуться к прежней мирной работе, такой нужной северянам.
– Понятно, что всё это не могло не сказаться на стабильной работе коллектива. Пришлось перестраивать оставшиеся кадры, – говорит Илья Петров. – Чтобы решить кадровую проблему, даём объявления в СМИ, включаем «сарафанное радио»… Но ситуация остаётся непростой. Ведь случайного человека у штурвала теплохода не поставишь. Это большая ответственность – не только за грузы, но в первую очередь за людей, которые работают на судах и на берегу.
Автор: Антонина Ленская