Назад к списку

География прежняя: от Новосибирска до Салехарда

Судоходная компания, созданная Иваном Алексеевичем Косых, более 30 лет занимается грузоперевозками по реке Оби


ИП Косых из посёлка Каргасок обычно первым в области открывает летнюю навигацию, так произошло и в 2024 году. Обь освободилась ото льда с некоторым опозданием, но по большой воде несколько судов сразу отправились на севера и уже в первых числах мая доставили на Лугинецкое месторождение груз для нефтяников. Сейчас у томских речников работа в самом разгаре. Даже профессиональный праздник, который приходится на первое воскресенье июля, отметить как следует вряд ли удастся. Но и откладывать торжество до окончания речной навигации нельзя, ведь она длится несколько месяцев. Например, в 2023-м в Томской области сезон официально завершился 12 ноября. А пока мы решили рассказать, как небольшой судоходной компании из Каргаска удаётся многие годы оставаться в лидерах речной отрасли. 

Уверенно держатся на плаву 

Неизменный руководитель предприятия Иван Косых занялся речными перевозками по Оби и её судоходным притокам в середине 1980-х. До этого он работал в подсобном хозяйстве Каргасокской геологоразведочной экспедиции, а после распада ГРЭ выбрал совершенно новый вид деятельности. Начинал с одного судна, постепенно наращивал объёмы, и сегодня деятельность его предприятия охватывает основные водные транспортные артерии от Новосибирска до Салехарда. 

Заметим, что по сей день основатель и владелец компании по статусу остаётся индивидуальным предпринимателем. Однако масштабы его деятельности давно переросли эти скромные рамки: ИП Косых является одним из наиболее крупных предприятий речного транспорта на томском Севере. 

На протяжении многих лет перевозчик сотрудничает с нефтяными и газовыми компаниями. Речники доставляют на нефтегазовые промыслы значительный объём грузов, а кроме того, обеспечивают необходимой продукцией жителей удалённых населённых пунктов и посёлков вахтовиков.

Инженер по флоту Илья Петров рассказывает:

– Технический парк нашего предприятия насчитывает около десятка теплоходов и вдвое больше барж. Имеется нефтеналивной флот, а к нему – все необходимые лицензии для перевозки нефти и дизельного топлива, пропан-бутана для бытовых нужд и для автозаправок. Также у нас есть шесть сплавных катеров, предназначенных для перевозок при низком уровне воды. Кстати, их наличие даёт компании определённое конкурентное преимущество. 

Есть на предприятии и своя ремонтная база, так что ремонт практически всей техники мы производим самостоятельно. Правда, существуют некоторые виды работ, которые на месте выполнить нельзя, поскольку для них требуется признание Речного регистра судоходства (ныне ФАУ «Российское классификационное общество»). Их по договорённости выполняет другая компания, которая имеет соответствующие разрешения. 

Ведётся ремонт в основном зимой, когда навигация завершена. Отправляя технику в многодневные рейсы с дорогостоящим грузом, нужно быть на сто процентов уверенным в её исправности. 

Кроме того, в холодное время года, чтобы не допускать простоев, ИП Косых строит по району зимники, позволяющие бесперебойно доставлять грузы заказчикам. Для этих целей у компании есть своя наземная техника, в том числе вездеходная и погрузочная. Материальную и производственную базу здесь наращивают из года в год. 

По словам Ильи Игоревича, внутренних резервов компании хватает, чтобы справляться со всеми трудностями и держаться на плаву. Помогают и наработанные годами прочные партнёрские связи. 

Открыты для сотрудничества

В этом году с начала навигации основная часть подвижного состава ИП Косых занята на вывозе леса с отдалённых территорий Каргасокского района. За зиму у лесозаготовителей образовался большой запас продукции, которая требует именно перевозки по воде. 

– Прежде таких больших объёмов по весне не наблюдалось. Раньше большей частью предприятия вывозили заготовленный лес автотранспортом, – говорит Илья Петров. – Сказалась тут, конечно, и сложная транспортная доступность. Но в целом значительные объёмы леса гораздо выгоднее перевозить водным транспортом. Не скрою, что для речников это положительный фактор: относительно невысокие расценки компенсирует постоянная загруженность флота.

В 2024 году судоходная компания ИП Косых традиционно продолжает сотрудничество с нефтегазовыми предприятиями, добывающими углеводородное сырьё на севере Томской области и в соседнем Ханты-Мансийском АО. Основные, наиболее крупные заказчики остались неизменными. 

Это ООО «Норд Империал» и его дочернее предприятие «Империал Фрак Сервис», ООО «Восточная транснациональная компания», ООО «Нафтагаз-Бурение» (ХМАО), сеть АЗС «Газойл», компания «Римера-Сервис», имеющая сеть сервисных центров в нефтедобывающих регионах, и другие. 

Постоянным заказчиком остаётся также ООО «Рыжков и К°» (Новосибирск). Эта сервисная организация занимается обслуживанием трубопроводов системы ПАО «Транснефть», расположенных на томском Севере. Таким образом, ИП Косых причастно к деятельности крупнейшей в мире нефтепроводной компании.

– Безусловно, сотрудничество с добывающими и сервисными компаниями для нас очень важно. Но предприятие работает и по другим направлениям, – продолжает Илья Игоревич. – Так, по вывозу лесной продукции нашим основным крупным заказчиком является ООО «Единая лесная компания» (ЕЛК). Её головной офис находится в Томске, а на территории Каргасокского района ЕЛК в промышленных масштабах занимается заготовками. Только к нынешней весне было готово к перевозке более 50 тысяч кубометров леса, и это тоже наш фронт работы. 

Значительную часть грузов, которые перевозят каргасокские речники, составляют оборудование и запчасти к технике, предназначенные для нефтяников и газовиков. В частности, в 2024 году ИП Косых выиграло тендер по перевозке флота для гидроразрыва нефтяного пласта. 

Как пояснил Илья Петров, это заказ компании «Норд Империал»; груз необходимо доставить по реке Васюган на месторождение Снежное в том же Каргасокским районе. Оборудование предстоит загрузить на Лугинецком месторождении и в Нижневартовске и перевезти на место нового назначения. 

– Повторю, что в целом спектр перевозок, выполняемых нашей компанией, самый широкий – от леса и бытовых товаров до нефти и топлива. Наше кредо известно многим: «Мы перевозим всё, что можно перевезти по реке», – напоминает Илья Игоревич. – География деятельности по сравнению с прошлыми годами не изменилась – от Новосибирска до Салехарда. Конечно, мы стремимся поддерживать старые, наработанные связи. И одновременно отвечаем на запросы любых заказчиков, в том числе из других регионов, включая Москву и ХМАО. Руководство предприятия всегда готово к потенциальному сотрудничеству.

Кто сегодня у штурвала

На предприятии дорожат репутацией надёжного партнёра, которую зарабатывали годами, и гарантируют доставку любого груза до места назначения. 

Основа надёжности и стабильности ИП Косых – это опытный коллектив. В его составе и собственно речники, от капитанов до мотористов, и наземные кадры – снабженцы, бухгалтеры, механики, водители и так далее. Все стараются выполнять свои обязанности, понимая, что от их добросовестности зависит бесперебойность поставок.

– Постоянный состав компании насчитывает около 20 сотрудников, а в сезон навигации бывает занято порядка 40 человек, – поясняет Илья Петров. – Некоторые специалисты затем перейдут на зимние работы. У нас вообще большинство работников многопрофильные. То есть весной-летом они капитаны судов, рулевые-мотористы, а в зимний период переходят на вездеходную технику, на строительство зимников. Это позволяет задействовать максимум людей, которые получают зарплату регулярно, а не в зависимости от сезона. 

Сам Илья Игоревич – тоже представитель речной династии, начало которой положил Иван Алексеевич Косых. В коллективе предприятия немало людей опытных, с многолетним стажем. Причём ветераны отказываются уходить на пенсию: «Нет, – говорят, – мы ещё поработаем!».

Вместе с основателем начинали возить грузы по Оби ветераны Валерий Васильевич Быков и Михаил Алексеевич Косых; с мостика они сошли, но по-прежнему в команде. Более 15 лет проработал в компании Александр Николаевич Сысолин. Среди других опытных специалистов можно назвать капитанов Андрея Александровича Чмеленко, Андрея Олеговича Никанорова. Алексея Николаевича Голешева. 

Два капитана из того же состава – Артём Соснин и Сергей Косых (племянник Ивана Алексеевича) – нынешней весной ушли добровольцами в зону СВО. Сейчас, в разгар навигации, их не хватает предприятию, но в коллективе с большим уважением относятся к выбору своих товарищей. 

К сожалению, со сменой кадров в речном флоте ситуация складывается сложная. В Каргаске подготовкой рулевых-мотористов занимается техникум промышленности и речного транспорта. ИП Косых берёт студентов, обучающихся судовождению, на производственную практику, присматривается к наиболее перспективным. Правда, на капитана выпускникам придётся учиться ещё несколько лет. А главное, немногие решают посвятить свою жизнь речному делу.

– Кого попало у штурвала теплохода не поставишь. Это большая ответственность – не только за грузы, но и в первую очередь за людей, которые работают на речных судах и на берегу. Нехватка молодых кадров ощущается уже на протяжении нескольких лет, – подытоживает собеседник. – Но это наши внутренние проблемы. За качество своей работы мы отвечаем и благодарны всем, чей труд позволил предприятию завоевать высокую репутацию на рынке речных перевозок.

Автор: Елена Петрова

Уважаемые речники, дорогие ветераны отрасли! 
Для нас, сибиряков, реки всегда были транспортными артериями, которые давали жизнь населённым пунктам и работу сотням людей. Наше предприятие уже более 30 лет занимается этим традиционным для томского Севера направлением деятельности.
Наши суда ходят по реке Оби – одной из самых значимых водных артерий России. Заметим, что именно на территории Томской области находится большая часть внутренних водных путей всего Обского бассейна. 
Речной транспорт – важная часть единой транспортной системы региона. Наш повседневный труд помогает осваивать природные богатства, обеспечивать жизнедеятельность отдалённых территорий. И мы этим искренне гордимся! 
Желаем томским речникам успехов в работе, семейного благополучия. Пусть будет мирное небо над головой, пусть каждого окружают любовь и счастье. Здоровья всем, оптимизма и достойного заработка, конечно!
С уважением, 
Иван Алексеевич Косых, 
индивидуальный предприниматель, пос. Каргасок