Назад к списку

Как изменится геологическое образование в России?

ГГФ ТГУ начал реализацию экспериментальной программы базового высшего образования «Геология»


В 2023 году в России стартовал пилотный проект реформы высшего образования. Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков заявил об отмене в России понятия «бакалавриат». По его словам, с 2025 года вместо него будут две ступени образования – базовое высшее и высшее специализированное. Для тестирования новой системы обучения были выбраны шесть вузов – признанных лидеров в подготовке специалистов в своих отраслях: МАИ, МПГУ, МИСИС, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Санкт-Петербургский Горный университет и Томский государственный университет. 

О том, какие изменения грядут в геологическом образовании, наш разговор с участником пилотного проекта по направлению «Геология», деканом геолого-географического факультета ТГУ Платоном Тишиным.

– Платон Алексеевич, в мае на объединённом пленуме Учебно-методических советов по геологии, географии, картографии и геоинформатике, гидрометеорологии, экологии и природопользованию Федерального УМО (ФУМО) «Науки о Земле», проходившем в МГУ, вы представили экспериментальную программу базового высшего образования «Геология» руководителям, профессорам и преподавателям из 55 вузов, осуществляющих подготовку студентов по наукам о Земле. В чём её суть?

– Если одним словом – то в её фундаментальности. Этот критерий, наряду с практикоориентированностью, становится основным в новой модели образования. Участвуя в пилотном проекте по совершенствованию образовательной деятельности, наш факультет разрабатывает программу базового высшего образования «Геология». Мы себе поставили задачу пересмотреть существующую подготовку студентов. На основе общеобразовательных дисциплин, понятийной базы и системообразующих курсов создать такую основу геологических знаний и навыков у студентов, с которой они могли бы реализоваться в секторе профессиональной деятельности. 

То есть, получив базовое высшее образование, выпускник сможет работать геологом в любой отрасли и реализовывать себя в условиях меняющегося мира. 

Собственно говоря, у нас университет так всегда и работал, мы готовили на уровне бакалавриата универсального специалиста, который буквально в течение одного-двух месяцев осваивал трудовые функции на каждом конкретном производстве и продолжал свой профессиональный потенциал. Есть немало историй успешных карьер наших выпускников в разных направлениях деятельности: в инженерной геологии, нефтяной геологии, рудной. Везде люди добиваются высот. Но при общении с практиками видишь и общие кадровые проблемы. С одной стороны, это проблема нехватки кадров, а с другой – низкое качество основной массы молодых специалистов. Люди, которые приходят на современное производство, в большинстве своём способны выполнять производственные функции, но не способны решать производственные задачи. Они легко справляются с функционалом: мероприятия по геологическому сопровождению работ, контроль качества, геометризация недр и так далее. А как только ситуация выходит за накатанные рамки, возникает множество вопросов, ошибок. Налицо отсутствие основ системного подхода и критического мышления. А ведь природа – это не конвейерные шаблоны, а непредсказуемые неоднородности, случайности. Вот почему – даже в условиях нехватки кадров – на производстве уже нужны не только контролёры качества, геометризаторы недр и живые приложения к компьютерным программам, но и специалисты, способные решать сложные геологические задачи. А последних критически мало.

– И как вы предполагаете решать эту задачу? Ведь компаний со своими задачами и стандартами много...

– Подстраиваться под какого-то промышленного партнёра на уровне базового высшего образования не имеет смысла. Мы будем давать нашим студентам систему геологических знаний. То есть расставлять у них в голове полочки, и на эти полочки, как книжки, складывать знания, которые выпускники будут использовать в своей работе. Когда будет выстроена в голове молодого специалиста такая система, он сможет, в случае необходимости, заполнять её знаниями другого содержания. Собственно, такой подготовкой всегда славилась школа Томского государственного университета. Не случайно наш ректор Эдуард Владимирович Галажинский всегда подчёркивает транфессиональность подготовки выпускника, как особый бренд ТГУ. То есть ТГУ даёт человеку такую подготовку, которая позволяет, освоив одну область знаний, легко перестраиваться на любую деятельность. И таких примеров очень много, в том числе и на нашем факультете. Заканчивая ГГФ ТГУ, люди делали карьеру и в структурах государственного управления, и в финансовой сфере, и в строительстве, и в энергетике и других отраслях, не говоря уже про творческие профессии. Среди наших выпускников есть известные писатели, артисты, музыканты.

В новой программе базового высшего образования мы создаём у студентов систему знаний, основанную на базовых дисциплинах – физике, химии, математике. Потому что геология – так или иначе – это физические и химические процессы, которые реализуются на поверхности и в недрах Земли. Любые проблемы, с которыми мы сталкиваемся на производстве, будь то безопасность производства, геомеханика, инженерная геология – это ведь сплошная физика и математические расчёты. 

Так, один из наших выпускников, обладая фундаментальными знаниями о строении Земли, региональной геологии, петрологии и литологии, понимая физико-химические основы геологических процессов, разработал и внедрил ряд оригинальных решений в области буровых растворов для строительства нефтяных скважин. 

Как геолог, он представляет, какие процессы происходят в геологической среде при бурении, и в зависимости от этих процессов решает, каким должен быть буровой раствор для достижения поставленных задач. Когда ты понимаешь, что и как происходит, как в мироустройстве всё связано между собой, какие методологические параллели можно провести между свойствами, к примеру, магм и буровых растворов, ты можешь найти решение практических задач. Вот с такими знаниями и должен выходить наш выпускник.

То есть подготовка будет вестись в рамках классического университетского образования, в новой терминологии – базового высшего образования. А дальше у него – специальное высшее образование, где он может получить необходимую специализацию. Например, геолог при открытых разработках, геолог на разведке месторождений нефти и газа и так далее. 

– Базовое геологическое образование рассчитано на сколько лет обучения?

– Я бы очень хотел, чтобы оно уложилось в четыре года, но у нас будет пятилетнее образование, так как существенно увеличились объёмы преподавания математики, физики, химии, усилена цифровая подготовка. Особенностью программы является включение разнообразных курсов дополнительного профессионального образования (ДПО), которые обеспечивают индивидуальные образовательные траектории и междисциплинарную подготовку. Предусмотрено также знакомство со множеством геологических объектов и посещение ведущих предприятий отрасли. Всё это будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускников ГГФ на рынке труда. Плюс государство, наконец, стало уделять огромное внимание патриотическому и трудовому воспитанию молодёжи. В новой программе будет целый блок, порядка 10–12 дисциплин, под общим названием «Генетический код России», который призван формировать у студентов традиционные культурно-нравственные ценности как основу для понимания человеком окружающего мира. Все эти факторы, продиктованные временем, вернули нас к пятилетнему образованию. 

– Получается, что новое – это хорошо забытое старое с поправкой на время?

– Нет. Старое – это высшая школа в другом экономическом укладе, когда в условиях плановой экономики у государства было понимание, какие кадры и куда нужны, в каком количестве, какова их естественная текучка и в чем её причины… Такие модели существовали всегда, поэтому была возможность видеть перспективу. А сейчас, если предлагаешь сделать целевой набор, то часто слышишь лишь о тех специалистах, которые нужны сегодня. А что будет через три-четыре года, никто не знает. Эта типичная ситуация особенно проявлялась в кризисный период. 

Сейчас экономическая модель для отечественных предприятий изменилась, взят курс на импортозамещение, сократился отток капитала, предприятия начинают играть вдолгую, взаимодействуют с образованием. И всё равно это пока лишь единичные случаи, ведь компании находятся в рыночной ситуации, и горизонт планирования в лучшем случае пять - семь лет. С учётом того, что образовательные программы свёрстаны на пять лет, то, принимая студентов в 2024-м, мы выпустим специалистов только в 2029-м, а значит, система образования начнёт взаимодействовать с производством как раз тогда, когда там закончится очередной рубеж планирования. Какое за этим последует развитие событий, предугадать сложно.

Но есть базовые ценности – система знаний и способность к самообучению! С ними человек пойдёт в будущее и перешагнёт через любые экономические, социальные, политические катаклизмы и станет большим профессионалом!Наш классический университет взял на себя ответственность за подготовку таких геологов завтрашнего дня. 

– Как будет осуществляться переход на новую систему? 

– На пилотную программу базового высшего образования переходят те, кто поступил в этом году. 

– А как будет строиться система специального высшего образования?

– Сейчас мы запускаем модель базового высшего образования геологов, а затем начнём разработку моделей проектов специализированного образования. Основной посыл такой: весь спектр специализированной подготовки, конечно, охватить невозможно, но, привлекая промышленных партнёров, мы определим направления этой, по сути дела, прикладной образовательной деятельности. Такая модель образования хорошо известна. Она не оплачивается министерством. За обучение человека платит либо он сам, либо предприятие, заинтересованное в подготовке специалиста. У нас в Томске, к примеру, так работает Центр подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела ТПУ. Очень хорошая модель, в рамках которой магистрант на практических кейсах учится работать в команде. При этом заинтересованный промышленный партнёр выставляет свои рамки качества, как и человек, оплативший учёбу. Если вуз не будет отвечать этим требованиям, его услуга не будет востребована. 

Сейчас мы работаем с индустриальными партнёрами, разрабатываем несколько проектов ДПО, которые лягут в основу программ специализированного высшего образования. 

– Новая модель позиционируется как практикоориентированная. Предусмотрено ли участие работодателей в образовательном процессе уже в процессе базового геологического образования? Будут студенты получать рабочие профессии? 

– У факультета сложились партнёрские отношения со многими предприятиями отрасли. Индустриальные партнёры, к примеру, привлекаются к преподаванию отдельных дисциплин, где практика шагнула далеко вперёд. Они выступают как эксперты, не только в системе дополнительного образования, где студенты знакомятся с решением производственных задач, но и в основных образовательных программах. Здесь представители наших промышленных партнёров оказывают влияние на содержание ряда образовательных дисциплин, участвуют в оценке выпускных работ, что за последние несколько лет существенно улучшило качество наших выпускников. 

А главное – индустриальные партнёры обеспечивают производственную практику нашим студентам. Отправляясь на неё, многие наши второкурсники и третьекурсники получали рабочую специальность. Теперь, в новой модели образования, получение рабочей специальности перед выходом на практику становится обязательным.

ГГФ активно сотрудничает с промышленными партнёрами и в рамках программ практикоориентированных магистратур. Их у нас две – «Практическая геология» и «Инженерные изыскания для строительства». Магистранты, работая на конкретных предприятиях, на площадке промышленных партнёров осваивают производственные функции, производственные стандарты, современное производственное оборудование. Параллельно в ТГУ в течение четырёх семестров студенты решают четыре реальные производственные задачи, до которых в реальной жизни допускают только ведущих специалистов. Они «пекут свой первый блин», тем самым готовясь к самостоятельной ответственной работе на предприятии. 

Мы, со своей стороны, тоже подставляем плечо своим партнёрам. С 2017 года у нас реализуются образовательные программы повышения квалификации по реальной геологии. К нам уже несколько лет направляют своих геологов, геофизиков, технологов Новотэк, Газпромнефть. А в этом году были ещё и специалисты из Роснефти. Кроме того, запустили мы и две программы для рудных геологов, участниками которой стали специалисты из ПАО «Полюс-Золото», ГК «Росгеология», ООО «Альнаир минерал-сервис». Одна – «Структурный анализ при разведке золоторудных месторождений» (её мы проводим на территории Красноярского края), вторая – «Магматизм и рудогенез» (это в Хакасии, где есть множество рудных месторождений, сформированных вокруг глубинного магматического очага). 

Все эти наработки позволят нам справиться с задачами, которые поставил перед собой факультет по реализации пилотного проекта базового высшего образования «Геология». 

Интервью: Татьяна Николаева